Вскоре мы подъехали к дому Несветаева.
Император мне рассказал, какой конкретно у него дом. Я прекрасно запомнил. Дом №2, который будет немного левее центрального дома, когда пройдешь через арку.
Также Император мне сказал, что у Несветаева третья квартира. Я это тоже запомнил. Только собирался выходить, но остановился, не понимая, почему у меня чувство такое, что что-то забыл. Ничего ведь у меня нет. Так отчего тогда подобное чувство?
Я пытался вспомнить. Император мне подал платок. Я, отвлекшись от мыслей, выдохнул и взял у него, вытерев кровь с виска, поправив волосы. Император глядел на меня:
—Больно? Может обработать надо?
Я сквозь зубы промолвил сухо:
—Нет. От вас мне никакая помощь не нужна.
Он усмехнулся:
—Какой грубый. Кошмар прямо. Если бы от отца не знал, что такова твоя манера общения - убил бы. Честное слово. Я ведь правитель, а ты парень за языком и тоном не следишь.
Я молча вышел из брички, не слушая его. Огляделся.
Достаточно интересно расположены дома. Пять домов создали круг, а чтобы войти в какой-то из них нужно пройти через арку в одном из них.
Я прошел и оглядел дома.
Они были все пятиэтажные... С желтыми пыльными стенами... Старые, видимо, очень... Деревянные двери были, к которым у каждого дома вели три ступеньки. Окна были в белых рамах обычных.
Атмосфера здесь была тяжкая, но наполненная каким-то сонным ароматом. Обычно, сколько приходилось бывать в подобных районах, замечал, что такая обстановка может быть только, если здесь отсутствует молодежь, а в основном составляют население дома старые... Или больные тяжело люди, которым недолго осталось, но при этом они все стараются зарабатывать на жизнь, хоть и получается это с трудом.
Я это знаю лишь от того, что ранее, пребывая у тетушки в гостях, которой уже давно нет на свете, видал различного достатка людей. Она была очень общительная и дружелюбная женщина, даже крепостные очень любили ее. Тетушке не было абсолютно дело до достатка человека, поэтому в кругу были даже самые бедные люди. Она могла общаться с интеллигентными людьми, которые были писателями или служили при императоре, чей род знатен и известен на весь мир, и с теми, кто еле на жизнь свою зарабатывает и также мог сидеть за воровство у Императора в темнице. Всех умудрялась усадить за один стол.
Также, когда я оставался у неё на месяц, из-за службы отца или каких-то еще дел, она возила меня по различным районам. От самого богатого, знатного и роскошного, который считается самым идеальным в Российской Империи, до захолустного, от которого были неприятные ощущения, потому как на каждом углу видел еле живых людей, страдающих чумой или еще чем похуже. Там даже аромат был странный, будто мертвецов разложившихся уже давно.
Потому и знаю уже приблизительно, что может из себя представлять тот или иной район.
Я оглядел дома. Ага. Подошел к левому дому. Посмотрел на табличку около двери «Дом №2».
Значит он.
Честно, меня еще больше берут сомнения насчет того, что он настоящий дворянин. Разве богатые люди живут в таких районах? Понимаю, что у всех разный достаток, но... У дворян явно бы хватило денег на нормальное поместье, тем более я знаю, что он не переезжал из другого города и всегда жил в Петербурге.
Очень сомневаюсь в его дворянском статусе.
Я открыл дверь и зашёл внутрь. Прошел подальше. Пол скрипел отвратительно, местами проваливаясь. Аж зубы сводило.
Я остановился и огляделся. Потолок, пол, стены и двери - всё было деревянным. Местами, конечно, торчали гвозди.
И, честно говоря, смотря на этот дом, у меня создается впечатление, что если его пальцем слегка толкнуть - он рухнет.. Развалится.. Сложится вместе, будто из бумаги сделанный.
Надеюсь, что глубоко ошибаюсь.
Ужасно везде было пыльно. Даже всё горло обволокло. Я покашлял, прикрыв рот.
Продолжил осматриваться дальше.
Справа была одна комната, скорее всего, она принадлежала хозяйке. Прямо - три: ванная, туалет и кухня.
Кошмар. Захолустье какое-то, правда.
Слева была лестница на второй этаж. Я выдохнул и поднялся по ней. Ужасно скрипел пол, аж мороз по коже.
Я повернул вправо и повернулся лицом к лестнице. Затем остановился и осмотрелся.
Слева были три комнаты. Прямо - две. Все жилые, как я понял. У Несветаева была третья.
Я подошел к ней и постучался в дверь.
Мне открыла невысокая худощавая женщина 45-47 лет с кудрявыми белокурыми длинными до бедер волосами, которые были слегка растрепанны, большими голубыми глазами, которые выражали лишь мягкость, нежность. У неё были маленькие пухленькие губы. Также я обратил внимание на её сильную худобу. Явно недоедает. Это явно не врожденная... Приобретенная.
Она была настолько худа, что через её белое платье домашнее виднелись кости.
Это немножко выглядело как-то даже жутковато...
Но продолжу далее описание.
У неё была белоснежная нежная кожа, которая напоминала мне первый снег. Даже лучше сказать, что бледная. Больной оттенок кожи.
Я оглядел её с ног до головы.
Она была босиком.
Женщина хлопала глазами и глядела на меня слегка изумленно, голос её был нежен и робок:
—Прошу прощения, молодой человек, за грубость... Мы знакомы? Какими судьбами пожаловали?
Я спокойным и ровным тоном ответил:
—Мы не знакомы. Ранее не встречались. В глаза вы меня ни разу не видели, как и я вас. Меня Император послал с просьбой вам сообщить одно известие.
Она резко упала мне в ноги, дрожа:
—Господи! Я обещаю, что выплачу долги! Не велите казнить! Я.. Я просто пока не могу пойти на работу по состоянию здоровья.. Сжальтесь.
Я обомлел, даже на минуту дар речи потерял. Что это было? О каких долгах она говорит? Ладно. Сейчас мне явно не до этого. Сначала надо сообщить известие.
Я поднял её с колен и слегка сжал её руки, спокойно говоря:
—Нет. Я совершенно не об этом. Давайте сядем и поговорим. Мне предстоит многое вам объяснить. Это совершенно не связано с долгами. Обещаю вам.
Она выдохнула, успокоившись и прикусив губу.
Я видел, как дрожали её зрачки. Она сильно испугалась, видимо. Я правда не хотел её пугать до такой степени. Честно, уже не знаю. Надо ли ей знать это известие?
Она провела меня в квартиру. Стены были пыльно-светло-синего цвета. Потолок в белый выкрашен. Пол деревянный.
Справа её комната, я так понял, прямо - Несветаева, слева - зал.
Всего три? Кошмар. Как они здесь умещаются?
Она провела меня в зал.
Он был достаточно небольшой. Вся мебель в нём была деревянная. Бедно было обустроено достаточно всё.
Посередине стоял деревянный стол, около которого стояло четыре стула. Справа два комода: на одном лежат книги, на другом лежат фотографии и письма.
Прямо - окно. Слева - камин.
Она поглядела на меня, промолвив робко и нежно:
—Небогато у нас.. Прошу прощения. Неудобно даже перед вами. Еще раз прошу прощения. Не прибрано немного здесь. Я заболела. Не могу всё убраться. Понимаю, что подумаете, что хозяйка из меня плохая. Не могу содержать квартиру в порядке. Виновата. Прошу прощения.. Правда. Вы устали... Наверное.. Дорога сюда, может быть, дальняя вам предстояла. Садитесь.
Я молча сел на стул.
Она кивнула головой. Затем села села напротив меня.
Я сложил руки в замок, положив на него подбородок, серьезно и ровно говоря:
—Это известие касается вашего сына. Мне прийдется вам рассказать достаточно многое. Будьте добры понять меня и не падать в обмороки. Спокойно примите данное известие и мою информацию вам.
Она кивнула слегка головой, но в глазах её было искреннее беспокойство:
—Алёшеньки..?.. Я.. Я вас слушаю.
Я сохранял серьезный и ровный тон, рассказывая:
—Ваш сын вступил в революционерское общество, которое хотело прогресса в Российской Империи при помощи революции.. Бунта народа, хотело свергнуть власть и поставить нового правителя. Он принимал участие в печати поддельных документов, в которых был поддельный приказ, то бишь действовал за спиной государя, как и остальные. Причем достаточно давно ваш сын в этом обществе состоял. Всех членов данного сообщества было принято решение казнить. Вашего сына повесили на Сенатской площади, так как это было против интересов Империи. Меня попросили сообщить всем родственникам погибших революционеров.
Она обомлела и побледнела:
—Что? В революционерском обществе? Мой-то Алёша? Что вы такое говорите? Он с роду даже бабочку не обидел! Как так? Скажите мне, что это ваша дурная шутка. Он никогда не был заинтересован в бунтах и революции, наоборот. Всегда был против различных таких движений. Прошу вас.. Я правда вам не смею солгать. Он очень тихий.. Добрый человек. Клянусь вам своим здоровьем. Он кошек бездомных кормил, старым людям и больным помогал. Такого просто быть не может! Он божий ангел, даже слово дурного отроду не сказал никогда! Ему никогда не было дела до власти и каких-то политических устройств!
Я выдохнул:
—Это совсем не шутки. Я вам сейчас сказал истинную правду. Вы мне можете не рассказывать о Несветаеве. Я прекрасно знаю, что это правда. Знаю, что он очень добрый.. Тихий человек. Совершенно не спорю с вами. Я лишь сообщаю вам известие.
Она удивилась:
—Прошу прощения за вопрос... Откуда вам известно о нём?
—Думаю.. Вам не стоит этого знать. Вы явно станете меня возненавидеть. Здесь даже нет сомнений.
—Что вы? Даже, если вы убийцей будете, я все равно распрощаюсь с вами на хорошей ноте и не буду вас презирать или ненавидеть. Не думайте такого.
—Мне, конечно, нет дела до того, будете ли вы меня ненавидеть или нет, будете ли презирать или нет. Я лишь оповещаю родственников революционеров о известии. Потому, честно говоря, и нет наверное смысла томить. Потом всё равно можете хоть как меня осудить.
—Что вы? Не стану я подобного делать. Даже, если убийца вы или вор, все равно не стану осуждать вас или презирать. Потому.. Говорите.
Я слегка сжал руку в кулак:
—Я являюсь лидером революционерского общества, в котором состоял ваш сын, поэтому и знаю. Меня также повесили, но веревка оборвалась, и Император запретил казнить второй раз. Я остался жив. Император меня на службу к себе отправил, поэтому с известием и езжу к близким своих подчиненных. Тем более с вашим сыном был на службе, постоянно при каких-либо переездах жили вместе.
Она слегка улыбнулась:
—И за что я вас должна осуждать? Вы хотели лучшего для страны, просто совсем другим путем. Это разве плохо?
Я слегка стиснул зубы. Не такой явно реакции ожидал. Совершенно другой. Но.. Жаловаться на подобное глупо.
Настала минута молчания.
Я поглядел на неё:
—К слову, не могли бы вы ответить мне на вопрос, который у меня уже давно крутится в голове. Ваша семья не дворянского рода? Верно?
Она слегка на минуту удивилась:
—Не дворянского. А к чему вы такой вопрос задаете?
—Ваш сын... Мне говорил, что он дворянин.
—Нет. Мы не дворянского рода. От слова совсем. Мы семья достаточно бедная, еще и с долгами. Некому работать в семье. Сын на службе был, а сейчас и вовсе в могиле. Некому теперь вообще.
—А муж? Он не работает?
—Его уже нет как 15 лет с нами. Он умер от чумы. Заразился на работе. Пахал, словно лошадь, днями и ночами. Там и заразился.
—А братьев нет у Несветаева?
—Нет. Один умер, как родился, потому Несветаев единственный ребенок в семье.
—А вы? Никем не работаете?
—Нет.
—А родственники? Не помогают?
—Нет. Мы даже не общаемся с ними. Они считают, что наш статус позорит их в людях. Хотя сами среднего достатка. Обидно даже иногда, что никому мы ненужные. Но не держу на них зла.
—К слову, а почему вы не работаете? Я не со зла это спрашиваю, лишь интересуюсь.
—Не позволяет здоровье, у меня болят легкие. Частенько задыхаюсь по ночам и не могу спать. Светик мой, Алешка, приглядывал за мной. Да вот теперь нет его.
—Разве врач не должен был вас положить в больницу для лечения? Вы тяжело больны. Обязаны находиться под присмотром врачей. Разве нет?
—Врач отказывается лечить меня, ведь не понимает, что это за болезнь, и как с ней справляться.
—Хотя.. Зачем я спрашиваю? Если врач не берет денег, значит вообще лечения ждать не стоит, потому что не знают они ничего.
Настала минута молчания.
Она улыбнулась:
—Знаете... Алешка такой был добрый, даже котят один раз принес к нам. Мы их раздали в хорошие руки.
—Оу? Серьезно?
—Да! Котята такие были славные! Маленькие.. Чёрные!
—Люблю чёрных кошек. В них какая-то особая грация... От них веет чем-то загадочным... Выглядят они интересно.
—Вы правы. Сама чёрных кошек люблю. Говорят, что подобная расцветка к неудаче. Но знаете, что? Чёрные коты на самом деле приносят удачу!
—Не верю я, конечно, в приметы, но вы интересно подметили про удачу.
—А чего же так? В Бога тоже не веруете?
—Нет, не верую. Больше склоняюсь к теории, что мы произошли от обезьян.
—Интересная теория, но я верую в Адама и Еву... Бога.
—Сказание в Библии про Адама и Еву интересное. Мне рассказывали его однажды.
—Интересный вы собеседник. С вами можно поговорить обо всём!
—О, благодарю за подобный комплимент.
—За что же благодарите? За правду?
—Льстите мне?
—Ни в коем случае. Лесть - грех. Я говорю чистую правду.
—Вы также интересная собеседница.
—Вы очень милы.
Мы, слегка улыбнувшись, на минуту замолчали.
Мать Несветаева поглядела на меня:
—К слову... Я так и не знаю вашего ни имени, отчества, ни фамилии. Как к вам обращаться?
—Облонский Александр Григорьевич, но вы можете просто обращаться по имени или имени отчеству. Это уже как вам удобно.
Она улыбнулась:
—У вас очень красивые фамилия, имя и отчество.
—Благодарю? А вас как?
—Несветаева Матрена Алексеевна.
—Верите вы или нет.. Но никогда я не слышал имени подобного.
—Среди дворян вы никогда не найдёте подобное имени. Простой народ обычно так дочерей называет своих.
—Даже если и так... У вас красивое имя, ничего сказать не могу.
—Благодарю.
—К слову...
Я поглядел на бумаги на комоде:
—Что у вас за бумаги на комоде лежат?
Она улыбнулась:
—Фотографии нашей семьи... Письма и рисунки Несветаева. Я всё храню, что мне дарил сынок. Очень люблю его. Даже.. Знаете.. Горечь меня берет, что нет больше со мной сыночка. Правда. Он единственный, кто у меня остался. Я сердцем чувствовала, что та наша встреча была последней. Говорила ему, но он уверял меня, что вернется. Я не могла не поверить его словам. Материнское моё внутри сердце чуяло. Не смогла его уберечь я.
Я стиснул зубы. У меня аж на минутное мгновенье ком в горле встал. Жутко неприятное чувство было. Даже.. будто изнутри мне холодно было. Душе. Как-то завидовал даже. Она настолько заботиться, беспокоиться о нём. Я ничего подобного ни от кого и никогда не получал. Потому мне чуждо испытывать какие-то чувства, нервничать и переживать за человека. Чуждо мне также и слышать нежные слова от других о себе.
У нас в семье никогда подобного не было. С барышнями я не заигрывал, поэтому и интрижки короткие, и ласка, и беспокойство мне чужды, также как и чувства.
Во мне не загорался огонь страсти. Я всегда холоден и тверд, как железо.
И ничего ведь не могу с собой поделать. Я не способен понять чувства других людей, поэтому не привык заботиться или проявлять нежность. Даже в дружбе из меня плохой друг. Я не способен поддержать человека, ведь совершенно не понимаю его чувств.
Мать Несветаева улыбнулась:
—Александр Григорьевич, задумались? Вы совершенно меня прослушали.
Я резко отвлекся от мыслей и поглядел на неё:
—Прошу прощения. Можете повторить?
Она открыла рот и резко закрыла, посмеявшись:
—О, Господи! Дурная голова! Сама уже забыла, что говорила!
Я слегка улыбнулся, усмехнувшись:
—Мысли вперед вас убежали, а память забыла записать?
Она смеялась:
—Видимо! Бывает же такое! Старая я, видимо! Голова не работает!
—Всё в порядке.
Мы замолчали, слегка улыбаясь.
Я встал из-за стола:
—Прошу прощения, но.. Мне нужно идти.
Она кивнула. Затем тоже встала из-за стола.
Она улыбнулась:
—Вам счастливого пути. Я надеюсь, что у вас всё наладится и будет хорошо. Приятно было с вами побеседовать. Надеюсь, что навестите меня еще раз. Была бы Рада вас видеть.
Я кивнул головой:
—Обязательно. Найду время - навещу вас. Ждите также от меня и писем. Оповещу вас о приезде своем.
—Конечно. Буду ждать. Удачи вам!
Мои уста тронула улыбка слегка. Я вышел из квартиры, спустился на первый этаж. Последний раз огляделся. Потом вышел из дома.
Она очень приятная женщина, не удивлен, что Несветаев был божьим одуванчиком, невинным ребенком.
Я закурил сигару и оглянулся на улице. Из моего рта от холода исходил пар. Даже, когда не курил. На улице было крайне холодно. Честное слово. Не успели еще от лета отвыкнуть, уже такой лютый холод. Кошмар.
Мне даже казалось, что я мерзну изнутри.. В душе. До такой степени было холодно. Не люблю это ощущение.
Я выдохнул сигарный дым.
Мне надо где-то раздобыть коня, чтобы отправиться до дома Обломова. Иначе пешком я совсем околею.
В квартире было тепло у Несветаевой. Но на улице невыносимый холод!
Мерзну даже через мундир.
На мои плечи, волосы, ресницы.. Везде на меня ложился снег.
Я огляделся, смотря, где можно взять коня. Решил немного побродить по улочкам. Может и коня найду где-нибудь.
Я пошёл спокойной походкой, продолжив курить, по улице.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Зимняя Кровь
Художественная прозаЧасть I: История одного молодого юноши - Несветаева Алексея Родионовича. Он клянется матери вернуться домой после службы обязательно, ведь ей очень плохо. Алексей состоит в шайке, похожей на декабристскую. Вернется ли он домой живым? На момент повес...