Доказательства возможности воочию увидеть Всевышнего Аллаха в будущей жизни
Согласно вероубеждению ахль ас-Сунна уаль-джама'а, верующие без особого труда будут лицезреть Аллаха в будущей жизни. Чтобы доказать это, обратимся к доводам из Корана и достоверной Сунны. Всевышний Аллах сказал:
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».(Воскресение 22-23). Этот аят состоит из шести слов, пять из которых указывают на то, что Аллах будет виден в будущей жизни.1) Вуджухун - лица. Противники Сунны утверждают, что в этом аяте видеть означает видеть сердцем. Однако это ошибочное мнение, так как слово Ра'а - в арабском языке имеет два значение. А) Басариййа - глазами. Б) Къулюбун - сердцем. А что касается данного аята, то здесь Аллах не говорит о сердцах, которые будут сиять (т.е. радоваться), Аллах говорит о лицах. А глаза, как известно, располагаются на лице. Также известно, что сердце не способно видеть, что нельзя сказать о глазах.
2) Йаумаизин - в тот день. Разве сердце не знает о существовании Аллаха?! Даже неверные в трудные моменты жизни обращают свои руки к небу. Аллах отметил этот день именно по той причине, что верующие воочию увидят Его.
3) Надира - радость на лицах. Почему же Аллах выделил верующих, отметив, что именно на их лицах будет присутствовать радость? Потому что в отличие от верующих, неверные не увидят в тот день своего Господа. Всевышний Аллах сказал: «В тот день они (неверные) будут отделены от своего Господа завесой...».( Обвешивающие, 15.)
4)Иля - на (в сторону). То есть будут взирать на своего Господа. Передаётся со слов Абу Саида аль-Худри , что однажды люди спросили Пророка ﷺ : «О Посланник Аллаха! Сможем мы увидеть нашего Господа в будущей жизни?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Разве вы затрудняетесь видеть солнце в безоблачный день? Разве вы затрудняетесь видеть полную луну в 14-ый день на безоблачном небе?» Люди ответили: «Нет, о Посланник Аллаха!» Тогда Пророк ﷺ сказал: «Вы так же, не затрудняясь, увидите Аллаха в будущей жизни». (Аль-Бухари, Муслим)
5)Назира - взирать. Му'тазилиты[ Му'тазилиты ("обособившиеся", "отделившиеся") - представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 г.х. Мутазилиты получили свое название в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри двух его учеников Василя б. Ата и Амра б. Убейда. Му'тазилиты считают дозволенным открыто выступать против несправедливого правителя, даже если он является мусульманином. Они так же считают дозволенным воевать с оружием в руках против мусульман, которые не разделяют их взглядов. Некоторые из них считают, что Аллах находится повсеместно благодаря Своей власти. Такого мнения придерживались Абу аль-Хузейл, аль-Искафи, Мухаммад б. Абд аль-Ваххаб аль-Джуббаи. В то же время Хишам аль-Фаути, Ибад б. Сулейман и Абу Зуфр считали, что у Аллаха вообще нет места. Мутазилиты единодушны в том, что вознесение Аллаха на Трон следует трактовать как овладение Троном. Они также считают, что праведники не увидят Аллаха в Последней жизни. Рационалистические установки и ряд теолого-философских построений мутазилитов стали достоянием возникших впоследствии направлений калама - ашаризма и матуридизма.],обосновывают свои воззрения о том, что Великого и Могучего Аллаха невозможно увидеть, следующим откровением: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры».( Скот, 103) Безусловно, Аллаха не возможно постичь взглядом ни в этой, ни в будущей жизни. Человек может увидеть что-либо, но не постичь увиденное. Поэтому существует разница между лицезрением (ру'йа) и способностью постичь увиденное (идрак). «...и будут созерцать на ложах. На их лицах ты увидишь блеск благоденствия».( Обвешивающие, 23-24.)
Ещё одним доводом противников Сунны являются слова пророка Мусы, мир ему: «Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня».( Преграды, 143).
Однако этот аят является доводом против них же самих. Наши оппоненты утверждают, что использованное в аяте слово «лян тарани» имеет смысл вечного отрицания, и что это указывает на невозможность лицезреть Аллаха вообще. С грамматической точки зрения это неправильно. Аллах Всевышний говорит в Коране об иудеях, которые утверждали, что они являются обитателями Рая и для них там приготовлены всяческие блага: «Скажи: «Если Последняя обитель у Аллаха предназначена только для вас, а не для других людей, то пожелайте себе смерти, если вы говорите правду». Однако они никогда не пожелают себе этого из-за того, что приготовили их руки.( Корова, 94-95.)
Здесь лян - означает, что они не желают смерти в этой жизни. В другом аяте говорится: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он (по прошествии тысячи лет) скажет: «Вы останетесь здесь навечно».( Украшение, 77) А в Аду, мы видим, как они желают смерти для себя.С другой стороны, Муса, мир ему, был лучше осведомлён о своём Господе, чем кто-либо другой, и если бы это было невозможно, то Муса не обратился бы к Аллаху с такой просьбой. Если обратить внимание на жизнь пророков, то нетрудно заметить, что каждый раз, когда они обращались к Аллаху с тем, что не подобает Его Величию, Аллах немедленно поправлял их. Например, когда пророк Нух, мир ему, просил за своего сына, Ибрахим, мир ему, когда просил за своего отца, когда Мухаммад ﷺ просил за своего дядю, Аллах запретил им делать это. А Мусе, мир ему, Аллах ничего не запретил, но сказал ему: «но взгляни на гору...». Поэтому слова Всевышнего Аллаха: «Ты не увидишь Меня...» относятся только к мирской жизни. Люди не обладают достаточной силой, чтобы лицезреть Аллаха в этой жизни. Тот, кто живёт переходящей жизнью, не способен увидеть Аллаха, Который вечен, и жизнь Которого совершенна. А в раю люди будут обладать вечной жизнью и поэтому будут способны увидеть Аллаха воочию. Да сделает Аллах и нас в числе обитателей рая! Амин!