Лекция #4
Проводив студентов второго курса, Аврора в ожидании, когда придут первокурсники, сидела за своим столом, уютно устроившись в кресле и полностью скрывшись в тени. Студенты собирались как-то неуверенно, но, подождав десять минут,профессор все же решила, что стоит начать.
- Доброго вечера, дорогие, - улыбнулась профессор Синистра, когда все желающие зашли и расселись по местам. Поднявшись со своего место, женщина вышла и встала впереди своего стола, на излюбленное свое место. В приветственном жесте чуть поклонившись, Аврора дождалась полной тишины и начала урок, махнув при этом рукой на доску, где была написана тема урока: - Сегодня мы с вами, как вы поняли, изучим галактики – самый, наверное, значимый для человека объект во Вселенной. Ну-ка, что по-вашему, галактика?- Неплохо, - Аврора улыбнулась и, неуловимым движением вытащив из рукава мантии волшебную палочку, взмахнула ей. Свет в кабинете погас, а перед учениками предстала светящаяся модель одной из галактик. - Галактики являются крупными группировками звезд, пыли, газа, удерживаемых вместе гравитацией. Они могут сильно различаться размерами и формой. Большинство объектов в космосе являются частями какой-либо галактики. Туда могут входить звезды с планетами и спутниками, астероиды, черные дыры и нейтронные звезды, туманности, останки звезд... В общем, по сути, действительно почти все объекты Вселенной.
Хочу обратить ваше внимание на то, что как бы не были заполнены галактики, около девяноста процентов массы все равно приходится на долю темной материи и энергии. Природа этих невидимых компонентов пока неизучена, но относительно доказуема. Впрочем, об этом мы будем говорить намного позже.- Считается, что черные дыры являются центром каждой мало-мальски крупной галактики, - проговорила Аврора, откидывая назад длинные локоны черных волос. В глазах ее, внимательно смотрящих на своих учеников, можно было увидеть отражение света, что исходил от мини-галактики, все еще парящей посреди класса. - Главное слово – «считается», потому что не доказано пока, что она абсолютно точно есть хотя бы в нашей галактике, не то, чтобы говорить о других. Черная дыра в центре, согласно теории, способствует процессу звездообразования. Слишком сильная, как и слишком слабая активность черной дыры приводят к тому, что образование звезд, пригодных для формирования вблизи них систем с подходящими условиями для жизни, становится редким, - профессор на какое-то время замолчала, смотря в яркий центр мини-галактики задумчивым взором и ожидая, когда студенты вникнут в смысл озвученного материала.
- Но отойдем от черных дыр – пока что это не тема нашего урока. Давайте поговорим о том, как галактики появляются, - профессор Синистра вздохнула и, взмахнув волшебной палочкой, убрала модель галактики, попутно зажигая свет. - Сжатие галактики длится около трех миллиардов лет. При том, что Вселенной, как мы помним, меньше четырнадцати миллиардов лет, это довольно внушительная цифра. Если бы галактики формировались не параллельно, а строго друг за другом, то мы бы на данный момент едва ли имели бы четыре полностью образовавшиеся галактики и пятую заканчивающую свое образование.
Профессор Синистра задорно, как-то по-юношески улыбнулась, едва заметно качнув в воздухе волшебной палочкой, которую сжимала в руках.
– Так вот, сжатие галактики длится три миллиарда лет. За это время происходит превращение газового облака в звездную систему. Образование галактики происходит так: вначале существует огромное газовое облако, про которое я уже сказала, причем это облако в размерах в десятки раз превышает размеры впоследствии образованной из него галактики. Под действием собственной гравитации облако постепенно сжимается, а вот плотность вещества при этом увеличивается. Когда плотность достигает определенной критической величины, начинается дробление единого облака. Дробление или, правильней, фрагментация может произойти по двум причинам: первая - гравитационная неустойчивость и вторая - тепловая неустойчивость.
Аврора бросила быстрый взгляд на часы, понимая, что время подошло к концу. Женщина выглядела удовлетворенной - ей не часто удавалось уложиться с этой темой в рамки одной лекции, и студенты зачастую сидели в аудитории еще не меньше получаса.
- На этом сегодня у нас все, спасибо за внимание! И доброго вам вечера, мои дорогие.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Хогвартс (лекции)
Ficção AdolescenteВ этой книге будут лекции, домашнии задания, отработки пропущенных лекций и практики