1.5 Чувствительность и разумность.

187 10 0
                                    

1.5 Чувствительность и разумность

Насколько велика вероятность того, что тульпа обладает одним из этих двух важных человеческих качеств? Ответ разнится в зависимости от выбранной теории.

Чувствительность:

Это способность испытывать чувства. Сюда входят как эмоции, так и ощущения, или, как философы называют это, опыт qualia. Обладающий чувствительностью может познавать себя через собственные переживания. Он может испытывать боль и удовольствие. Это значит, что он может иметь внутренние моральные ценности. Или что нам нужно уважать его за то, кем он является, а не по какой-либо другой причине.

Другой тип моральных ценностей внешний. Например, священные объекты. Такие объекты нужно чтить из уважения к тем, что считает их священными. Если тульпа не обладает разумом, то тогда она - собственность хоста, как часть его разума. Такую тульпу нужно уважать потому, что нужно уважать ее хоста.

Согласно первой теории чувствительность у тульп невозможна. То, чего не существует в действительности, не может ничего испытать. Согласно второй теории, ответом будет и «да», и «нет». Поскольку тульпа - это часть вас, то она может заимствовать вашу чувствительность, и вести себя так, будто она обладает собственной. В третьем случае, поскольку тульпа такой же природы, что и вы, то она со временем разовьет чувствительность. С четвертой теорией ответить сложно. Внешний дух чужероден. Мы не можем сравнивать его с людьми, гадая, как устроен его разум.

Испытывает ли тульпа эмоции? Да. Один из первых признаков прогресса, с которым может столкнуться тульповод, это чужеродные эмоции из неизвестного источника. Обычно они описываются как эмоциональный отклик на событие, не соответствующий характеру самого тульповода. Вопрос заключается в том, работает ли это таким же образом, как и переживание эмоций персонажем в выдуманной истории, или это разные вещи. 

Разумность:

Это способность вести себя мудро. Мудрость может быть грубо разбита на два взаимосвязанных понятия: способность к логике, и способность предсказать последствия конкретных действий. Компьютеры могут быть мудрыми. Они могут заранее предугадать погоду. Тот, кто обладает разумностью, способен и может нести ответственность за свои действия. Разумный субъект может осознавать себя путем размышлений, может требовать и даже бороться за самоопределение.

В отличие от чувствительности, шансы тульпы на обретение разумности разнятся между теориями. Маловероятно, но галлюцинация может вести себя разумно. В теориях два и три тульпа может заимствовать разумность своего хоста, или быть внутренне разумной, или, может быть, просто не все тульпы так уж мудры.

Проверить тульпу на разумность в разы легче, чем на чувствительность. Все, что вам нужно сделать, это провести какие-нибудь базовые тесты на логику, или наблюдать, может ли ваша тульпа быть не согласна с вами и представить убедительный аргумент в свою пользу. Как из этого следует, разумность тульпы обычно не ставится под вопрос, хотя определить ее не так уж просто.

И разумность, и чувствительность тульпа обычно развивает с течением времени.

"Очень длинная книга Тульпы" или как создать тульпуМесто, где живут истории. Откройте их для себя