Зиновий Богдан Хмельницкий (Богдан Зиновій Михайлович Хмельницький) (27 декабря 1595[ ]), - 27 июля [] , ) - , и . Предводитель против .
О жизни Богдана Хмельницкого до известно очень мало. Местом рождения считается , в качестве года рождения указывают либо (вычислен по сведениям венецианского посла , который в писал в своём рапорте в , что Хмельницкому 54 года.) либо год. Наиболее распространённой является версия, что Богдан Хмельницкий происходил из шляхетского рода (герба «»).
Интересные факты.
Отец Богдана, чигиринский под староста , был на службе у коронного гетмана , затем у его зятя . В он участвовал в походе Жолкевского на и погиб в с под . Мать Богдана была казачкой и, скорее всего, звалась Агафьей (хотя это также может быть второе имя, даваемое после перехода в монашеский чин). Впоследствии после смерти мужа она вышла замуж за шляхтича и «королевского солдата» (этот брак матери Богдана со шляхтичем свидетельствует в пользу её собственного благородного происхождения), который пережил её и во время служил в армии Речи Посполитой в . Его сын Григорий, брат Богдана по матери, переселился в Белгород в г., где женился на вдове-украинке, которая имела четверых детей.
Историки имеют чрезвычайно мало сведений о Михаиле Хмельницком. И до сих пор не удалось выяснить, из какого поселения - Хмельника, Хмелева, Хмелива, Хмельницкий или Хмелевка - происходил его род. Предположение , что он вышел из села Хмельника, расположенного в земле, требует убедительной аргументации. А пока можем лишь более или менее уверенно утверждать, что предки Богдана проживали в западном регионе Украины. Есть также версия о польском () происхождении Михаила, но она не поддержана большинством историков. Роберт Магочи в своей истории Украины указывает белорусское происхождение Михаила Хмельницкого. Некоторые исследователи (, ) приписывали Хмельницкому мещанское происхождение из , где был тогда мещанский род Хмелев.
Возможно, наиболее экстравагантным является гипотеза о еврейском происхождении Хмельницкого. Падурра, опираясь на якобы виденные им, но неопубликованные источники, утверждал, что отец Хмельницкого был сыном мясника из на , евреем по имени Берко, перешедшим в католичество. Даже если принять, что Михаил Хмельницкий был шляхтичем герба «Абданк» (хотя Хмельницких нет в списке семей, принадлежащих к этому гербового клана), надо ещё ответить на вопрос, был ли шляхтичем сам Богдан. В сообщениях венецианца Альберто Вимина и шведского посла Самуила Грондского, которые соответственно в 1650 и 1656 гг. встречались с Богданом и могли получить от него или кого-то другого в Чигирине информацию, что Михаил был осуждён судом то ли по «баниции», то ли «инфамии». Такие приговоры суды выносили шляхтичам за нападения на имения соседей, произвола, отказ подчиняться судебным решениям, за долги и др. Не исключено, что Михаил Хмельницкий совершил нечто подобное и, спасаясь от тюрьмы, а то и смерти, бежал поближе к Дикому Полю, где приговоры судов становились призрачными. Возможно, бежать ему помог сам Жолкевский или кто-то из его круга.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Люди, изменившие мир.
Non-FictionКнига материал для которой автором собирался в течении десяти лет. Этот сборник признан одним из-лучших справочным материалом для любознательных людей. Их не так много, людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества. Благодаря их о...