Гомер

2.4K 9 0
                                    

Гомер - легендарный - сказитель, создатель поэм «», древнейшего памятника европейской литературы, и «».

Интересные факты.

Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера. О жизни и личности Гомера достоверно неизвестно ничего. Ясно, однако, что «» и «» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше , когда достоверно зафиксировано их существование.

Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам , Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена .

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: , , , , , , . Как сообщают и , умер Гомер на острове архипелага . Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселённом , или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не даёт точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического , сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Традиционно Гомер изображается . Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, ), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься .

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с , описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее , а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьёй на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «» (VII—V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в , когда назвал его автором «») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» () или «слепец» (), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение «слагатель» или «аккомпаниатор». Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя».

Фрагменты из Гомера переводил ещё , первый большой стихотворный перевод (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит (). Особенно важен для русской культуры перевод «Илиады» (закончен в ), который был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо (по отзывам ). , в свою очередь, о переводе Гомера отозвался в печати дважды: заметкой «Илиада Гомерова, переведённая Гнедичем...» («Литературная газета», 1830, № 2; см. т. 6) и двустишием «На перевод Илиады». За месяц до этого стихотворения Пушкин отдал дань природному юмору и написал эпиграмму, вызванную каламбурным стечением обстоятельств (Гомер был слеп, а Гнедич - крив). Эпиграмма в рукописи старательно зачёркнута Пушкиным.

Переводили , и («Одиссея», 1948, издательство Уральского Университета, тираж 900 экз.), уже в наше время . В 2011 году «Илиаду» перевёл на современный русский язык А.А. Сальников.

Полная версия книги "Люди, изменившие мир" по прямой ссылке http://www.litres.ru/gennadiy-angelov/ludi-izmenivshie-mir/

Люди, изменившие мир.Место, где живут истории. Откройте их для себя