Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг (родился между 1397 и 1400 Майнц, 3 февраля Майнц) - немецкий изобретатель. В середине 1440 - х годов создал европейский способ подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
Интересные факты.
Наиболее вероятный путь открытия Гутенберга, скорее всего, такой: получив в детстве образование, (что отчасти доказывают своим текстом изданные им книги), нуждаясь в средствах на жизнь, Гутенберг в тридцатых годах XV века, а может быть и ранее, пытается заняться разными ремёслами - ювелирным делом, выделкой зеркал и т. д; также, вероятно, интересуется изданием ксилографических книг. К этому времени техника печатания с деревянных досок настолько подвинулась вперёд, что конкуренция сильна, и приходится изыскивать способы ускорения, и удешевления издания. Гутенберг, может быть, доходит до мысли, что можно вырезать отдельные слова на кусочках дерева (тем более, что в грамматике Доната одни и те же слова повторяются много раз, с разными или одинаковыми окончаниями). Уверяют также, что ещё в XVI веке видели остатки первого деревянного шрифта Гутенберга, причём он делал в "теле" каждой буквы отверстие и связывал набранные строки букв продетой сквозь эти отверстия верёвочкой.
В Библии, как и обычно, в первопечатных книгах гутенберговского времени, напечатан типографской краской только основной текст; все заголовки и все заглавные буквы, а также украшения (например, узоры, цветы, листья и т. д.) на некоторых страницах нарисованы от руки рубрикаторами и иллюминаторами. Иллюстрации, как и в других работах Гутенберга, отсутствуют. Пагинация (обозначение страниц), кустоды (помещение внизу страницы первого слова, которым начинается следующая страница), заглавный (выходной) лист отсутствуют также. Переплётчику, одевавшему все книги, поступавшие в продажу, деревянными, обтянутыми кожей, переплётами, приходилось подбирать листы только по смыслу текста.
Этой Библии сохранилось около 40 более или менее полных экземпляров и 20 фрагментов, не считая известных, но утраченных из-за пожаров и по другим причинам экземпляров. Из этих экземпляров - 14 напечатанны на пергаменте и 27 на бумаге. В одном экземпляре принадлежащем Парижской Национальной библиотеке, на обоих томах имеются пометы иллюминатора и рубрикатора, из которых видно, что он закончил свою работу по вставке заглавных букв и украшению этого экземпляра в 1456 году.Самая совершенная, по технике выполнения, из книг, изданных при жизни Гутенберга - это, несомненно, Псалтырь, выпущенная Шеффером и Фустом в 1457 году, после разрыва с Гутенбергом. Она набрана новыми крупными шрифтами двух типов (размером в 39 и 33 пункта), причём рубрики и заглавные буквы не вписаны, а напечатаны красной и синей краской. Части главных инициалов вырезаны, вероятно, отдельно для красной и синей красок, а после намазывания краской части складывались, и печатание производилось одновременно всеми красками (чёрная, красная и синяя).
Настоящего портрета Гутенберга нет. Все изображения Гутенберга относятся к более позднему времени. Предполагается, что две гравюры могли быть выполнены по подлинным прижизненным портретам Гутенберга. Это гравюра в парижском издании 1584 года, и гравюра в базельском издании 1578 года.
Последняя книга, происхождение которой из-под станка Гутенберга очень возможно, - сочинение Matthaeus de Cracovia: "Tractatus rationis". Кажется, в этой книге, напечатанной в 1461 году, впервые применены шпоны (тонкие линейки, которые вставляют между строками для незначительного расширения пространства между строками и соответственного выделения текста); употребление шпон здесь имело свои основания, так как текст книги небольшой (всего 44 страницы) и издатель нашёл нужным несколько увеличить её размер.
Экземпляр этого издания, отличной сохранности, имелся в Публичной библиотеке им. Ленина в Москве; кроме того, из изданий этого периода в Питере имелся, в Публичной библиотеке, - экземпляр № 42, с вырезанными каким-то варваром некоторыми заглавными буквами, в переплете XVIII века, купленный в 1858 году, и экземпляр "Католикона" на бумаге, тоже в переплете XVIII века. Ещё, там же имелся один листик из Псалтыри 1457 года.Гутенбергу воздвигнуты памятники в Майнце, Страсбурге, Франкфурте - на Майне, также в Вене.
В 1901 году в Майнце был открыт музей Гутенберга.
Имя Гутенберга носит известная электронная библиотека «Проект Гутенберг».
В честь Гутенберга назван астероид, открытый в 1914 году.
Полная версия книги "Люди, изменившие мир" по прямой ссылке http://www.litres.ru/gennadiy-angelov/ludi-izmenivshie-mir/
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Люди, изменившие мир.
Non-FictionКнига материал для которой автором собирался в течении десяти лет. Этот сборник признан одним из-лучших справочным материалом для любознательных людей. Их не так много, людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества. Благодаря их о...