Апостол Павел предп. (64/67, Рим) – «апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан.
Интересные факты.
Человек, о котором больше всего спорят христиане и иудеи, да и среди самих христиан он вызывает к себе далеко не однозначное отношение. Мог ли один человек со всеми своими слабостями и недостатками, но одновременно великий человек, превратить религиозную доктрину узкой группы последователей в мировую религию – христианство? Да – потому что это сделал апостол Павел.
Христианские теологи, были озабочены в основном, вопросом насколько верно Павел понял учение Иисуса из Назарета. В своём произведении «Антихрист» Фридрих Ницше представил Павла подлинным основателем и одновременно величайшим фальсификатором христианства. И довёл до логического конца всю критику, выпавшую на долю апостола Павла в Новое время. Не только философ и поэт Ницше, но и христианские богословы требовали отказаться от паулинистского христианства в пользу возвращения к Иисусу.
Иудей Савл или Саул (Шаул) родился в киликийском (ныне турецком) богатом портовом городе Тарсе. По всей видимости, он был основан хеттами около 1400 года до н. э. Через него проходили армии персидского царя Кира Великого и македонского царя Александра, тоже носившего этого прозвище. В 64 г. до н. э. римляне сделали его центром провинции, а в 41 году до н. э. в его гавани бросила якорь трирема Клеопатры, которая прибыла завоевать сердце Антония.
В древности считалось, что родители Павла (возможно, что своё греческое имя он получил одновременно с иудейским) из рода Израилева, колена Вениаминова были уроженцы города Гисхала в Иудейской провинции. По учению фарисей, о чем он сам писал, он с гордостью говорил: «Я – римский гражданин!».
В то время в Европе насчитывалось не более пяти миллионов граждан Римской империи, то есть одна десятая часть всего населения. Неизвестно, унаследовал ли Павел права римского гражданина от своего отца и был ли отец первым в семье, кто получил римское гражданство. Привилегия быть римским гражданином неоднократно спасала жизнь Павла, хотя он и не избежал многочисленных наказаний, которым подвергался за годы своей миссионерской деятельности.
На восьмой день после рождения он был обрезан и наречён Саулом («выпрошенный» или «вымоленный») в честь первого царя Израиля, также происходившего из колена Вениаминова. По эллински его имя звучало как Савлос, Савл и лишь позднее превратится в Павла. Предположительно у Савла была сестра и брат, которого Павел называл Руфом. Павел был почти ровесником Иисуса, но в отличие от Христа, его разговорным языком был не арамейский, а греческий. Павел читал Ветхий Завет в версии Септуагинты – в греческом переводе, сделанном в 3 веке до н. э. в Александрии. Об этом говорит тот факт, что некоторые из употребляемых им терминов (в частности, «грех») восходят именно к Септуагинте.
Все послания Павла написаны по-гречески. Критики не нашли доказательств того, что он не знал или знал плохо этот язык. Наоборот, речь Павла грамотна и чиста. Судя по цитатам, он знал произведения афинского поэта Менандра, критского поэта Эпименида, стоика Арата и даже неологизмы.
Фарисеи же, по свидетельству историка Иосифа Флавия, верили в бессмертие души и ожидали за гробом награду за добродетель или возмездие за греховную жизнь. На фарисеях лежала обязанность соблюдать 613 заповедей закона Моисеева и при этом они не были скованы запретами и ограничениями, если не считать желание быть праведными, помогать бедным и больным. Фарисеи стремились освободиться от власти эллинизированных царей династии Ирода и от священников-саддукеев, отрицавших бессмертие души.
Павел нигде, не упоминает, есть ли у него жена. В Деяниях апостолов нет и намёка на его женитьбу.
Использованное им греческое слово agamos, которое переводится как «безбрачный», означало человека без спутницы жизни, равно применимым и к вдовцам, и к проживающим отдельно от супруги и к тем, кто никогда не был женат. Большинство учёных на основании нелестных высказываний Павла о женщинах делают вывод, что он никогда не был женат. Среди специалистов есть и крайние точки зрения: о существовании супруги у апостола Павла и о его нетрадиционной сексуальной ориентации или импотенции.
Павел должен был стать раввином. Однако по обычаю за обучение Торе нельзя было брать деньги, и Павел освоил ремесло, которое его кормило бы. Он стал делать палатки. Его негативное отношение к христианам и евангельской проповеди привело к тому, что будущий апостол христианства присутствовал (если даже не был зачинщиком) при побивании камнями первого христианского мученика Святого Стефана.
Благодаря своим природным талантам и полученному воспитанию Савл сделался главой гонений на апостолов и их последователей. При этом он проявлял инициативу и служебное рвение. Савл пришёл к первосвященнику Каиафе и попросил у него полномочия отправиться в Дамаск, в котором после казни Стефана скрывались многие ученики Христа. Без различия пола и возраста он обязался привести их в оковах в Иерусалим на истязание. Написавший об этом Лука или лукавит или не знает, что синедрион не обладал властью над синагогами Дамаска. Зато примечательно отношение к своей миссии Савла!
Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
Скачать книгу можно по ссылке https://www.litres.ru/gennadiy-angelov/ludi-izmenivshie-mir/
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Люди, изменившие мир.
Non-FictionКнига материал для которой автором собирался в течении десяти лет. Этот сборник признан одним из-лучших справочным материалом для любознательных людей. Их не так много, людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества. Благодаря их о...