Низший слой – бывшие заключённые, психически больные и больные наркоманией или алкоголизмом проживающие в специально отведённых для них городах или селениях в каждой республике-мериктории. Бывшие заключённые, после отсидки срока, под конвоем отправляются в города низшей прослойки, где они будут жить до тех пор, пока не докажут классовой комиссии свою дееспособность в правах на жизнь в средней или высшей слоях. Место жительства, как и у большинства граждан низшего слоя, представляет собой общежитие или квартиру. Если же заключённый подавал апелляцию и выиграл дело, то он на законных основаниях избегает пребывание в низшем слое.
Наркоманы и алкоголики, прежде чем законно стать гражданами низшего слоя, проходят через судебные разбирательства и если у суда будут весомые доказательства в виде справки от психиатра-нарколога, подтверждающей тяжёлую зависимость подсудимого, то гражданин на законных основаниях будет депортирован в одно из общежитий низшего слоя. В пределах низшего слоя нет никаких запретов на алкоголь и наркотические вещества. Находясь в своей естественной среде, каждый гражданин сам решает кем или чем он является и что он будет делать дальше. Перед каждым представителем низшего слоя всегда есть выбор: продолжать вести упадочную жизнь до конца своего существования и быть «счастливым» или же приложить усилия и, с помощью классовой комиссии, вытащить себя из ямы.
Не все психически больные люди попадают в психиатрические лечебницы низшего слоя. Герои войны, заслуженные граждане Империума и просто граждане среднего и высшего слоёв, по ряду причин ставшие психически больными, свозятся в психиатрические лечебницы среднего слоя и лечатся или содержатся в почётных условиях.
Больные в низшем слое получают всю необходимую для поддержания жизни помощь.
Дети, по законам Империума, являются внеклассовым элементом, что означает то, что дети, независимо от того, где и в каком слое были рождены, обладают равными правами.
Рождённые в низшем слое дети, как и дети, рождённые в среднем или высшем слоях, живут и обучаются в школах среднего слоя. Это означает что ребёнок, рождённый в семье наркомана, изымается ответственными за его благополучие службами и отправляется в детский дом находящийся непосредственно в среднем слое.
Современникам создание низшего слоя может показаться крайне негуманным решением, ведь мы, с одной стороны, лишаем тех же рождённых в низшем слое детей биологических родителей, а взрослых людей, попавших сюда в качестве наказания, условно "клеймим" «нежелательными» для государства и основной массы общества.
А с другой стороны? Данное решение очищает общество от наркоманов, педофилов, насильников, алкоголиков и многих других антисоциальных элементов, сеющих беспорядок и страх в обществе.
Создание низшего слоя не только очистило общество, но и подарило шанс на новую жизнь создав контраст между слоями. Люди, осознавшие что, хотят большего и не желающие жить в этой яме приложат все усилия чтобы выбраться и начать жизнь с чистого листа! Задача низшего слоя не в том, чтобы отгородить одних граждан от других, но в том, чтобы подарить шанс тем, кто действительно заслуживает места под солнцем. Для того чтобы дать человеку шанс была сформирована классовая комиссия, помогающая только тем, кто действительно решил бороться за свою жизнь и пришёл за помощью. Гражданин консультируется с психологом классовой комиссии, получает справку подтверждающую серьёзность намерений и направляется к куратору. Куратор, после ознакомления с биографией подопечного, помогает побороть зависимость, если таковая имеется, направляя в реабилитационный центр, а затем, удостоверившись в том, что подопечный излечен, предоставляет список доступных на выбор работ. В список входят профессии начиная от дворника и заканчивая менеджером. Куратор объясняет, что с этого момента на подопечного навешивается система рейтинга, формирующаяся от мнений начальства и психолога, которого нужно посещать стабильно раз в месяц.
Рейтинг представляет собой шкалу от нуля до десяти. Для того чтобы получить пропуск в средний слой гражданин должен отработать шесть месяцев и поддерживать рейтинг не ниже 7,5. Если гражданин не справился, то возможность начать сначала даётся только через год.
Для того чтобы исключить возможность взяточничества со стороны начальства подопечного и, ведущего по его делу записи, психолога были введены особые меры предосторожности: Работы, данные на выбор подопечному, исключительно государственные, а за качество назначенных начальства и психолога отвечает головой классовая комиссия. Классовая комиссия держит ответ перед, так называемыми, комиссарами, функционирующими как в низшем, так и в высшем слое. Одно лишь присутствие комиссаров, в действительности, недостаточно и потому были введены дополнительные меры предосторожности, по большей части, аналогичные тем, что применяются в Высшем слое (о комиссарах и высшем слое можно узнать в соответствующих разделах).
До тех пор, пока гражданин является представителем низшего слоя он лишается права голоса в выборах будущего правителя Империума, консула второго ранга республики-мериктории и будущего члена парламента и, кроме того, может оплачивать покупки или получать заработную плату только в электронном виде – на выданную государством банковскую карту, в целях предотвращения любой антисоциальной деятельности. После успешного поддержания рейтинга и получения одобрения со стороны классовой комиссии гражданин приобретает статус представителя среднего слоя, получает однократную финансовую помощь и, собрав пожитки, на законных основаниях проходит через контрольно-пропускной пункт, выстроенный вокруг низшего слоя в целях поддержания порядка и ограничения контрабанды оружия в низший слой и наркотиков в средний, начиная новую жизнь.