4. ОЧАРОВАНИЕ ЮНОСТИ

1.4K 10 0
                                    

Настал день открытия Московского университета...

Отмолясь перед иконою Казанской богоматери, воспрянули все те, кто билеты имел пригласительные, и дружным скопом подвигнулись в залы актовые, где читано им было с кафедр четыре речи о пользе научной. Потемкину пришлась по сердцу первая, прочтенная магистром Антоном Барсовым на языке русском. А потом пошли читать на латыни и французском, отчего рейтар Конной гвардии вежливо поскучал. Последним выбрался на кафедру Иоганн Литке - с речью немецкой...

В ряду гимназическом, ряду дворянском, стоял подле Потемкина отрок-увалень (губы толстые, а глаза смешливые).

- У-у, ферфлюхтер вредный, - шепнул ему Гриша.

- Никак, ты меня эдак? - оторопел отрок.

- Не тебя, а Литке...

Сидели в креслах дамы знатные и персоны значительные, толпились, ко всему внимательные, родители, по стеночке жалось купечество именитое, терзаясь мучительно: "Как бы нас теперича на эту вот штуку налогом новым не обклали..." И был стол пиршественный, и была иллюминация великая. Потемкин поглазеть на чудеса любил, а потому все, что показывали, разглядел. В огнях изображение был Парнас, там Минерва восхваляла императрицу России, а младенцы многие (сиречь, купидоны шустрые) упражнялись в науках. Один из них, славе потворствуя, чертил в небесах имя фаворита Шувалова, а скромный ученик с книгою восходил к престолу Минервы, которая приличным жестом одобряла его похвальное поведение. Истина повергала символы зависти и невежества. Младенец ломал ветвь пальмовую, показывая студентам венцы лавровые и медали наградные, которые, вестись, получат лишь преуспевающие в науках.

Кто-то тронул Потемкина за рукав кафтана - это был толстый отрок-увалень, который назвался Денисом Фонвизиным:

- Шувалов, яко куратор наш, гостям конфеты со стола царицы прислал. А вот и приятель мой - Яшка Булгаков... люби его.

Булгаков был Фонвизину под стать - тоже упитанный недоросль. Сообща решили идти наверх, чтобы конфет себе раздобыть. В их компанию сразу же ввинтился четвертый малый - совсем тощий, обтрепанный, вида захудалого, по имени Васька Рубан:

- Господа благородные, сколь живу, а про конфеты только слыхивал, но видеть не доводилось... Посмотреть на них не дадите?

Фаворит Валентин Пикуль Часть 1 Место, где живут истории. Откройте их для себя