3. КОМУ НУЖЕН БЕДНЫЙ КАПРАЛ?

791 7 5
                                    

Вслед за Елизаветой отдал богу грешную душу и парализованный граф Петр Шувалов. Известие о его кончине вызвало бурную радость на окраинах Санкт-Петербурга, на его похороны собралось все простонародье столицы. День был ядрено-морозный, но толпа не расходилась. Гроб с телом вельможи долго не вывозили из дома на Мойке, а люди, уставшие ждать, потешались в зазорных догадках:

- Не везут, чай, оттого, что табаком посыпают!

Покойный продавал народу табак - за сколько хотел.

- Не табаком, а солью! - кричали некурящие бабы.

Недосол на столе был трагичен. Ладно уж табак, но Шувалов безбожно вздувал цены на соль, отчего народ, не в силах ее покупать, страдал цинготной болезнью.

Когда же гроб с телом графа Шувалова показался на Невском, толпа разом присела от хохота:

- Ой, потеха! Из гроба-то сало моржовое вытекает...

Сало тоже было на откупе у Петра Шувалова, но он поставлял и треску, а потому - в отместку ему - из толпы полетели, противно шмякаясь о крышку гроба, тухлые рыбины. Генерал-полицмейстер Корф велел обставить церемонию солдатами и сам возглавил ее - верхом, при обнаженной шпаге. Громадная камбала, прилетев издалека, словно блин, слякотно залепила лицо барона.

- Эй! - закричал он. - Хватайте дерзостных!

Но в полицию уже сыпались камни, мужики быстро раздергали заборы на Старо-Невском, началась свалка. С большим трудом Корф удержался, чтобы не скомандовать - к открытию огня. Народ бранью проводил процессию до самых ворот Александро-Невской лавры.

Вечером Корф навестил молодую императрицу:

- Поверьте мне, старому солдату, что столько брак и столько ругани я за всю свою жизнь ещё не наблюдал, как сегодня. Мне кажется, раздайся хоть один выстрел - и Петербург был бы охвачен таким бунтом, какого ещё не знала топлива России.

- Благодарю за рассказ, Николай Андреевич, - ответила ему Екатерина. - Сии похороны да послужат уроком! Теперь ясно вижу, что любая частная монополия народу противна. Нельзя промыслы государственные отдавать в откуп единоличный. С одного монополиста и прибытков казна возьмет немного... Я об этом ещё подумаю!

После генерал-полицмейстера она приняла (опять-таки сидя) генерал-поручика артиллерии Вильбоа:

Фаворит Валентин Пикуль Часть 1 Место, где живут истории. Откройте их для себя