Над Босфором, в гуще садов, сбегающих к слою, господствует Сераль*. Это резеденция султана: киоски и дворцы, тюрьмы и мечети, бани и огороды, монетный двор и конюшни, лазарет и... гарем конечно!
Внутри Сераля расположен Диван - правительство; возле Дивана площадь с фонтаном, окружённая кипарисами. Из Дивана в Сераль протянута крытая галерея, через которую иноземных послов проводят в залу для свидания с султаном; зала эта - тесная, нежилая и тёмная, в ней одни табуретки и ниши в стенках. Что дальше - никто не знает! Но туда проводят юных пленниц для султана. Женщина, попав в гарем, покидает его мёртвой в гробу - до кладбища, или живой в мешке - до Босфора, где ее топят...
Мустафа III лицо белил, а бороду чернил. Он жил в заточении гарема, который враги его намеренно составили из женщин бесплодных. Боясь быть отравленным, падишах изучил европейскую медицину, а чтобы разгадать тайны будущего, внимательно следил за расположением небесных светил, самоучкой постигая астрономию и математику. Мустафа III не был гением (как писал о нем Вольтер Екатерине) и не был идиотом (как писала Екатерина Вольтеру)... Своему врачу Габису султан признался:
- Сегодня ночью расстановка небесных светил была такова, что мне следует ждать неприятностей со стороны севера...
Слушая пение канареек, он принимал версальского посла Вержена, толковавшего о необходимости заведения литейных цехов, чтобы турки могли отливать пушки. Но пока что Франция сама снабжала Турцию пушками, отчего бунтовали янычары. Палить из пушек по неверным они всегда согласны. Но их не заставишь чистить пушки банниками, сделанными из свиной щетины. Янычары вытаскивали на улицы Стамбула большие котлы, в которых варили то щербет, то луковую похлебку, они лупили в них, как в барабаны, крича: "Аллах не простит нам осквернения артиллерии свининой, который кормятся одни лишь поганые гяуры..." Габис умолял султана не забывать о верном друге - прусском короле Фридрихе II.
- А в Крыму пока все спокойно, и не тревожьте свое сердце печалями, дабы печень не вырабатывала избытка вредной желчи...
..................................................
Крым оскудел! Если бы сейчас восстали из могил солдаты легионов Миниха, уже побывавшие здесь дважды, они бы не увидели богатых лавок и шумных базаров... Обнищавшие татары макали в баранье сало ячменные лепешки, их жены в обветшалых халатах хлебали просяной кисель, заедая его диким чесноком; татарки в Крыму упрекали мужей:
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Фаворит Валентин Пикуль Часть 1
ClassicsРоман "Фаворит " - многоплановое произведение, в котором поднят огромный пласт исторической деятельности, дано широкое полотно жизни России второй половины XVIII века.