В Истории: (Вариант 1)
В Истории: (Вариант 2)Эметулла́х Рабия́ Гюльну́ш-султа́н (тур. Emetullah Râbia Gülnûş Sultan; ок. 1642, Ретимнон — 6 ноября 1715, Эдирне), также известна как Гюльну́ш Эметулла́х валиде́-султа́н (тур. Gülnûş Emetullah Valide Sultan[1]) и Рабия́ Гюльну́ш Умметулла́х-султан (тур. Râbia Gülnûş Ümmetullah Sultan[2]) — супруга османского султана Мехмеда IV, мать султанов Мустафы II и Ахмеда III; одна из двух женщин в истории Османской империи, занимавших пост валиде-султан при двух сыновьях.
Эметуллах родилась приблизительно в 1642 году предположительно в городе Ретимнон[3] на острове Крит; по происхождению, вероятно, была венецианкой из семейства Верцицци (Верзини)[4]. Кроме того, существует предположение, что Эметуллах была гречанкой и при рождении получила имя Евгения[5].
В 1645 году в возрасте трёх-четырёх лет Эметуллах была захвачена сердаром Дели Хюсейном-пашой во время завоевания Крита и затем подарена в султанский гарем[3][5], которым на тот момент управляла валиде Кёсем-султан. В гареме девушка первоначально за свою красоту получила имя Гюльнуш[3][6].
До 1663 года Эметуллах стала фавориткой султана Мехмеда IV и его главной хасеки[1], родив от него двоих сыновей, Мустафу в 1664 году и Ахмеда в 1673 году, — оба они позднее стали султанами[2]. По сообщениям современников, первые годы султан Мехмед, увлекавшийся охотой, брал свою фаворитку с собой, благодаря чему сына Мустафу Эметуллах родила в Эдирне, а Ахмеда — в Хаджиоглу-Пазарджике, Добруджа[7][8].