В Истории:
Бида́р Кады́н Эфе́нди (тур. Bidar Kadın Efendi; 5 мая 1858 — 1 января 1918, Стамбул)[1][2] — четвёртая[3] жена османского султана Абдул-Хамида II и мать двоих его детей.
Бидар родилась в 1858 году в семье кабардинского князя Ибрагима Талустана и его жены Шахики Иффет, происходившей из грузинского княжеского рода Лордкипанидзе[4]. В раннем возрасте она была передана на воспитание во дворец. Вместе с ней на службу попали и два её младших брата: Хусейн и Мехмет Зия.
Брак между Бидар и будущим султаном был заключён 2 сентября 1875 года во дворце Йылдыз[1]. Вскоре родилась дочь Бидар Фатьма Наиме Султан (1875—1945), а в 1878 году — сын Мехмед Абдулкадир Эфенди[5]. В ходе младотурецкой революции Бидар вместе с мужем отправилась в ссылку на виллу Аллатини в Салониках. Вместе с ними туда отправился брат Бидар Мехмет Зия-паша.
В 1889 году по приказу султана Бидар принимала в гареме немецкую императрицу Августу Викторию. Императрица была впечатлена и много рассказывала о Бидар в Европе. Бидар также приглашала посетить Стамбул австрийскую императрицу Циту[6][7].
После свержения мужа Бидар поселилась в небольшом дворце в Эренкёе, где оставалась до самой смерти. Бидар умерла 1 января 1918 года и похоронена в тюрбе шехзаде Кемаледдина Эфенди[8].