Рахиме́ Пиристу́ (Пересту́) Кады́н-эфе́нди (1830 — 11 декабря 1904) — седьмая жена османского султана Абдул-Меджида I, приемная мать султана Абдул-Хамида II и Джемиле-султан.
В годовалом возрасте с согласия родителей Пиристу была взята на воспитание дочерью Абдул-Хамида I Эсмой-султан. В доме Эсмы четырнадцатилетнюю Пиристу заметил её племянник Абдул-Меджид I, который сразу влюбился в неё. Свадьба состоялась вскоре после знакомства; брак Пиристу с султаном продлился восемнадцать лет, однако оставался бездетным. В 1845 и 1853 годах умерли две жены Абдул-Меджида; султан поручил опеку над их детьми Джемиле и Абдул-Хамидом Пиристу. Она воспитывала будущего султана и его сестру как своих собственных детей, за что после восшествия на престол приёмного сына получила титул валиде-султан. По просьбе султана Пиристу не вмешивалась в политику, но активно занималась делами гарема и благотворительностью. Пиристу умерла на своей вилле в Мачке в 1904 году, став последней валиде-султан в истории Османской империи.
Пиристу Кадын-эфенди родилась в 1830 году[1]. Она происходила из семьи, принадлежавшей к убыхской аристократии[2]. В годовалом возрасте с согласия родителей девочку взяла на воспитание богатая, но бездетная дочь Абдул-Хамида I, Эсма-султан. Девочка была особенно грациозна, миниатюрна и изящна, поэтому Эсма, горячо полюбившая этого ребёнка, дала ей имя «Пиристу», что в переводе с персидского означает «павлин», однако во дворце использовался искажённый вариант имени «Пересту»[3]. Калфы в доме Эсмы также были влюблены в девочку и даже называли её «ханым-султан» — титулом, который давался внучкам султанов по женской линии. Эсма-султан обеспечила девочке отличное образование и воспитание, окружив её заботой и любовью[3]. У Пиристу были светлые волосы и голубые глаза[4]; голос её был мелодичен, хотя говорила она тихо и редко[5].
Как вспоминала позднее внучка Абдул-Меджида I Хамиде Айше-султан, её дед увидел четырнадцатилетнюю Пиристу в саду у тётки и мгновенно влюбился в неё. Он поинтересовался, как её зовут, но испуганная девушка ничего не ответила и убежала. Тогда султан отправился к Эсме и поинтересовался, кто та нимфа, что живёт в её доме. Эсма-султан сразу поняла, в чём дело, но виду не подала. Она сказала, что это одна из её служанок, и вызвала девушек в надежде, что племянник выберет одну из них. Но Абдул-Меджид бы расстроен, и Эсма решила показать ему свою воспитанницу. По её приказу Пиристу подала султану кофе, и когда Эсма и Абдул-Меджид остались вдвоём, он признался, что девушка, подававшая кофе, и есть его нимфа. Он попросил, чтобы тётка отдала девушку ему, но та заявила: «Мой дорогой мальчик! Эта девочка мой ребёнок; я заботилась о ней с тех пор, как ей исполнился год, так что я могу выдать её замуж за важную персону и с соответствующей церемонией. Я хочу увидеть её свадьбу — это всё, что я могу пообещать сделать». Тогда султан сказал, что нет никого важнее, чем он сам, и если Эсма так хочет, то он женится на Пиристу[4].