Глава 5. Сущность эгоизма

4 0 0
                                    

Что мы исследуем: Что означает понятие эгоизма и как к нему относится наука?

Что нового: Что отличает человеконенавистническую установку от корыстолюбивой установки, и что их объединяет?

Чему мы научимся: Почему человеконенавистническая и корыстолюбивая установка не могут формировать любовь к себе?

1. Доктрина, согласно которой эгоизм есть величайшее зло,... ни в коей мере не ограничивается теологией [наука о Боге, ред., автора] и философией; она стала одной из стандартных идей, преподносимых в семье, в школе, в кинофильмах, в книгах, да и вообще во всех средствах массового внушения. «Не будь эгоистом» – фраза, которую вдалбливают миллионам детишек, поколение за поколением (Фромм Э. 2012) [1].

2. «Не будь эгоистом». Для решения вопроса быть или не быть эгоистом, важно разобраться, что же это за понятие эгоизм? Однако из-за стереотипного отношения к этому понятию как величайшему злу стоит обратиться к сути этого термина. Слово эгоизм состоит из корня «Эго» (от лат. ego) и суффикса «изм». «Эго» относится к самосознанию и восприятию себя как целостного и неделимого частного достояния человека, обособленного от всех других людей, что составляет сущность «Я». Другими словами, «Эго» есть осознание своей индивидуальной сущности как человека и соответствующего отношения к себе. Соответствующее отношение к себе означает удовлетворять свои индивидуальные потребности.

· "Только недавно понятие «эгоизм» вышло из рамок своего первоначального значения и стало применяться вне психологии. Несмотря на то, что этот термин порой рассматривается как синоним заботы лишь о собственных интересах, эгоизм подразумевает намерение обслуживать свои потребности, то есть знание того, что мы собираемся получить в результате конкретного поведения" (курсив автора) (Аткинсон Р.Л. и др. 2003) [2].

Таким образом, современное научное понимание сущности термина "эгоизмˮ признаёт право удовлетворять свои потребности – "намерение обслуживать свои потребности". Что понимается наукой под "своими потребностями"? Те потребности, о которых мы имеем "знание", что они имеют непосредственное отношение к индивидууму, поэтому они "свои", т.е. индивидуальные, что выразится в "конкретном поведении" (I фр. 26. 3, 6).

3. Эго-изм. Суффикс «изм» в основном относится к обозначению какой-нибудь доктрины [3, 4]. Например: кальвинизм, марксизм, фашизм и т.п. Таким образом, эгоизм это установка * поступать в соответствии с доктриной собственного «Я». Установка к собственному «Я» формируется на основании сознательного и бессознательного восприятия знаний о себе, которое преобразовывается в определенное чувство, эмоционально влияющие в той или иной мере на психику и поведение человека. Так как каждый человек знает себя в той или иной мере, то у каждого человека есть соответствующая доктрина, на основании которой он удовлетворяет свои потребности. Следовательно, в научном понимании все люди эгоисты. Мера влияния доктрины своего «Я» зависит от многих обстоятельств, в частности от знаний, опыта, осознания установки и др. [2]. Начиная с 6 главы этой книги и до ее конца, автор предоставляет возможность читателю самому формировать свою собственную доктрину, основываясь на современных научных данных о психике и теле человека. Сейчас мы рассмотрим, как формируются человеконенавистническая и корыстолюбивая установка, которая приводит к антипатии своему «Я».

Что не так с диетой? Какова роль любви к себе?Место, где живут истории. Откройте их для себя