1. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства [через эмоции, ред. автора] с предельной ясностью и настойчивостью напрямую зависит наша жизнеспособность (Изард К.Э. 2012) [1].
Что мы исследуем: Насколько важно выражать свои чувства через эмоции?
Что нового: Почему важны все чувства и эмоции, включая «негативные» эмоции?
Чему мы научимся: В чем проявляется ценность «негативных» чувств и эмоций?
2. Чувства и эмоции охраняют психику. Чувства можно сравнить с нервной системой, а ее рефлексы с эмоциями в ответ на влияние внешнего или внутреннего мира. Есть чувства и эмоции, которые связаны с физиологией человека, с его жизнеспособностью. Они связаны с потребностями, от которых зависит наша жизнь, такие как голод, жажда, сон, движение, выведение продуктов жизнедеятельности, безопасность (избегание боли) и половое влечение. Этот тип чувств и эмоций можно отнести к наследственным [1, 2]. Другие же чувства и эмоции можно отнести к приобретенными в процессе познания и развития человека. Хотя ясно провести линию между наследственными и приобретенными типами эмоций невозможно по причине устройства и уникальности каждого человека, поэтому это разграничение условно [1]. Сейчас мы сосредоточимся на тех чувствах и эмоциях, которые ученые условно обозначили как приобретенные.
3. Приобретенные чувства и эмоции. Приобретенные чувства – это индивидуально устойчивое отношение к внешнему и внутреннему миру человека, сформированное под влиянием научения, моральных суждений и верований, ценностей, совести, установок (I фр. 20. 5–7). Эмоции проявляют наши чувства, которые человек переживает в данный момент времени. Но чувства и соответствующие им эмоции могут меняться из-за изменений в научении, познании, морали, ценностей, установок человека [3, 4, 5, 6]. И такая возможность к изменениям жизненно необходима тем людям, которые вследствие «хорошего» воспитания и навязывания стандартов общества были вынуждены подавлять свои спонтанные чувства и эмоции. В результате формируются неадекватные чувства и их проявление в эмоциях.
4. Формирование неадекватных чувств. Как пишет об этом социолог и психолог Эрих Фромм, детей с самого раннего детства приучают подавлять свои естественные чувства по отношению ко всем окружающим людям. Дети, обладая спонтанной способностью замечать в поведении других людей фальшь или скрытую враждебность, могут эмоционально выразить свои чувства. Но такая реакция детей встречает со стороны родителей, дедушек и бабушек неприятие такого поведения. Их детские искреннее выражения своих чувств, отраженных в эмоциях, с помощью разных методов воспитания «перепрограммируют» на стандарты общества — выдавленную улыбку, слепого дружелюбия и обязательности любви ко всем людям. Детей учат заменять свои спонтанные чувства, которые соответствуют правильной реакции в ответ на воздействие среды, на навязанные извне «хорошие» чувства, которые не соответствуют воздействию среды. Другими словами, происходит замена адекватных чувств на неадекватные чувства.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Что не так с диетой? Какова роль любви к себе?
Kurgu OlmayanРассмотрев, что не так с диетой с ее физической, психической и эстетической ролью, а затем, синтезировав (собрав пазл) в единую и полную картину Диететики - искусства жить, можно закончить пазл из 4-х книг. Однако по мере написания автор все больше...