Глава 7. Стремление к росту и развитию индивида

4 0 0
                                    


Что мы изучаем: Что является основным мотивом для роста и развития индивида?

Что нового: Что значит гуманистическая психология и какое открытие она сделала?

Чему мы научимся: Что мешает расти и развиваться, а что способствует?

1. Основная сила, мотивирующая [приводящая в движение, ред., автора] человеческий организм, – это тенденция к актуализации [букв. действие, деятельность, ред., автора] всех способностей [возможностей, ред. автора] организма. Растущий организм стремится реализовать свой потенциал в пределах своей наследственности. Человек может не всегда четко видеть, какие действия ведут к росту, а какие — к регрессии. Но когда путь ясен, индивид предпочитает расти, а не регрессировать (Аткинсон Р.Л, и др., 2003) [1].

2. Внутренний потенциал роста. Думающие о любви к себе как потворству своему «Я», вероятно, не учитывают наше наследственное стремление к росту и развитию индивида. Наука о психике человека утверждает, что основной внутренней силой, приводящая в движение человека, — это стремление использовать весь свой потенциал (см. эпиграф). Другими словами нам не нужен надзиратель в качестве сознания, который бы постоянно его контролировал и подгонял его палкой (V фр. 3. 9, 10; 4. 8). Это подобно тому, если бы человек желающий вырастить яблоню, тянул бы ее ствол вверх, думая, что таким образом он ее растит. Яблоня растет и развивается без чей-либо помощи, так как в ней заложена такая возможность или потенциал. В человеке заложен несоизмеримо больший потенциал [2]. Обнаружить "тенденцию к актуализации" или стремление человеком использовать весь свой потенциал удалось двум выдающимся основателям гуманистической психологии.

3. Гуманистическая психология. Основание для гуманистической психологии заложили два американских психолога Карл Роджерс (1902 – 1987) и Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Они принадлежали к Ассоциации гуманистической психологии, которую создали вместе с другими психологами в 1962 году. Один из четырёх принципов Ассоциации обращал внимание на отношение к человеку. Достоинство человека признавалось ими как наивысшая ценность в человеке [1]. Другими словами, сущность человека сама по себе имеет основание для уважения и её не надо заслуживать с помощью положения в обществе, карьеры, успеха и т.п. Она стоит выше и ценнее всяких внешних знаков отличия. Ассоциация была уверена в добром начале человека. Как же сильно такая позиция отличается от позиции Жана Кальвина (V фр. 3. 5, 8) и позиции западной культуры (V фр. 5. 4). И наоборот, как же близко позиция Ассоциации гуманистической психологии к позиции Бога по отношению к достоинству человека (V фр. 6. 6, 8). Что открыла гуманистическая психология в отношении рост и развития человека?

Что не так с диетой? Какова роль любви к себе?Место, где живут истории. Откройте их для себя