Глава 8. Препятствия росту и развитию индивида

4 0 0
                                    

Что мы изучаем: Почему мотив, контроль и воля стали обманчивыми понятиями?

Что нового: Какие есть исследования о человеческой фиксации на контроле и ее потенциальных опасностях?

Чему мы научимся: Какие знания предотвратят ошибочное представление о наличии всемогущего контроля?

1. Действительно, когда мы решаем усердно работать над задачей, кажется, что это сознательное решение является первой и главной причиной нашего поведения. Однако недавние открытия ставят под сомнение этот причинный статус сознательной воли. Они показывают, что при некоторых условиях действия инициируются [бессознательными процессами, ред. автора], даже если мы не осознаем цели, которые должны быть достигнуты, или их мотивирующее влияние на наше поведение (Кастерс, Рууд и Хенк Аартс. 2010)[1].

2. "Наше сознательное понимание — всего лишь верхушка айсберга бессознательной обработки данных" (Газзанига М. 2017) [2].

3. Сомнительные обманчивые понятия. Трудно будет расти и развиваться, а порой и невозможно, предварительно не устранив вредоносные учения. Эти вредоносные учения значительно осложняют процесс роста и развития, так как они тесно связаны с возможностью продолжать дальше расти в любви к себе. Эти учения преподносятся некоторыми специалистами в науке о психике человека и процессах, происходящих в ней. Хотя, строго говоря, их нельзя в полной мере отнести к учениям, как целостным теоретическим положениям [3]. Скорее речь идет о некоторых понятиях, которые противоречат сути гуманистической психологии Карла Роджерса и другим теориям в психологии. Тем не менее, стоит считать эти понятия важными для выяснения их научности. Так как затем они обрастают другими обманчивыми понятиями, и став частью какой-либо психологической теории, могут принести ощутимый вред психике человека, применяющего эти теории в своей жизни. Такими обманчивыми понятиями стали «мотив», «контроль» и «воля». Сами по себе эти понятия не являются обманчивыми, но то когда и как они используются, и то какое предназначение им приписывается, влияет на отношение к себе [1, 3, 4, 5].

4. Когда и как мотив, контроль и воля противодействуют? Когда мотиву, контролю и воли, в процессах психики отводится главное место, тогда сознание является единственным орудием для управления невероятно сложным устройством — человеком (IV фр. 2. 8, 9; 3. 3). Вспомним, какая роль отводится сознанию? Сознание — это управление текущим поведением человека в пределах бессознания [5]. Однако, если судить по сложившемуся стереотипу в научных кругах, то напрашивается вывод, что сознание может управлять человеком независимо от бессознательного [1]. Например, сознание может мотивировать или побуждать человека с помощью односторонних и поверхностных доказательств к тому, чтобы человек постоянно контролировал все свои психические процессы и поведение. Если же, что-то не получается, то усилиями воли можно их регулировать [3]. Однако сравнительно недавние исследования в психологии опровергли такой статус воли человека.

Что не так с диетой? Какова роль любви к себе?Место, где живут истории. Откройте их для себя