И так радовалися люди свету, покою и изобилию, но прииде беда незванна, откуда не ведали: заволокли тучи светоч небесный посередь дня, и наступила внезапно тьма густа, тьма кромешна.
2 То не ворог притаися дальний иль ближний, и не споборник предал неверный, и не давний недруг взяся за старое — набеги учиняти да дань собирати.
3 То родися зверь доселе невиданный: проник он в покои царские, взгромоздися на златое седалище, увенчася шапкою Мономаховой, и воцарися на троне царь-тиран Иван, Васильев сын, стал повелевати народу буйства своя неслыханны.
4 И стали расползатися из белокаменныя по городам и весям ужас и мрак, и прииде Время Черных Саванов.
5 Появишеся те Черносавы из ниоткуда на улицах Города, множество разноплеменных людей, одеты как простые диаконы: в рясы черные, вервями препоясанные, и всё остальное одеяние их — тулупы из овчины, шапки на меху да сапоги из телячьей кожи — тоже быша черныя.
6 Лихо неслися они по улицам и переулочкам на своих вороных конях, и грозный вид бысть у всадников сих, ибо у каждаго к седлу подвязана бысть метла да голова собачия с языком синим вывалившимся, даром, что с утра пораньше бдели они да Богу молилися, а всё одно — не монахи то быша, а свора татей да палачей.
7 И устрашилися и возопили жители при виде дружины сей, и разбежася народ куда глаза глядят, хваташа бабы детей да стариков и пряташа их с глаз долой, и расползлися черносавы и распределилися вдоль и поперек, и умножились и усилились неимоверно, и заполонили Город и землю кругом.
8 И никто из горожан не смел им перечити, ибо вели они себе по-царски: брали, что пожелали, что удумали — то и делали, ни у кого не испрашивамши позволения.
9 Но еще скорее наперед черносавов сих разнеслися слухи жуткие — о том, что в стольном граде деится с людьми, что творят там упыри проклятые, и как им такое дозволяитси.
10 Ведали люди добрые, что вот, в столице царь-де лютует шибко, что ожесточилось сердце царево, что казнит бояр да воевод почем зря казнями бесчеловечными, упивамшися корчами их — кого велит зверьми дикими затравити, кого в кипятке иль в масле сварит, а кого и на кол усадит.
11 А главное — никаких сим зверствам причин не надобно: водют по улицам человека на цепи, и ежели не успел кто схоронитися, ежели на кого тот человек перстом укажет — тот и повинен.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Аритмия
Художественная прозаНадломленный жизнью москвич знакомится с девушкой в центре провинциального города. Даниил не всегда был таким. Когда-то он пользовался уважением в обществе, делал карьеру менеджера крупной компании. У него была любящая жена и взрослый сын. Что же пр...