Урок 14

84 4 3
                                    

Вежливо-официальная речь
По-корейски вежливо-официальная речь называется 합쇼체.
Данный стиль применяется только при обращении к лицам, имеющим более высокий статус, чем говорящий. Кроме того, он отличается более официальным характером своих форм. Поэтому, например, при обращении правительства к народу, в рекламных объявлениях используется именно этот стиль, причём как и в устной так и в письменной форме.
Показатели вежливо-официальной речи находятся в самом конце сказуемого. Эти формы получаются путём присоединения к основе сказуемого одного из параллельных окончаний -습니다/ㅂ니다. Выбор окончания зависит от того, есть ли 받침 у основы. Если 받침 есть, то присоединяется -습니다, например, у глагола 받다 получать есть 'ㄷ' 받침, значит, надо присоединить -습니다: 받 + 습니다 = 받습니다. Если 받침 нет, то присоединяется -ㅂ니다, например, 가다 идти: + ㅂ니다 = 갑니다.

Упражнение 1. Из данных ниже форм выпишите сказуемые в вежливо-официальной речи.
다녀요. 줍니다. 해요. 봅니다. 써요. 옵니다. 읽어요. 듣습니다. 배워요. 쉽니다. 잠자요. 만납니다. 먹어요. 마십니다. 공부해요. 앉아요.

Упражнение 2. Составьте предложения в настоящем времени вежливо-официальной речи.
1. 저 (외우다). 2. 영민 (사다). 3. 언니 (읽다). 4. 형 (보다). 5. 은제 (읊다). 6. 종준 (잠자다). 7. 수미 (쓰다). 8. 안나 (배우다). 9. 아가씨 (그리다). 10. 대학생 (공부하다).

Вопросительная форма вежливо-официальной речи образуется с помощью окончаний -습니까?/ㅂ니까?
-습니까 присоединяется к основе с 받침, а -ㅂ니까 без 받침, например:
닫다 - 습니까? 오다 - 옵니까?

Упражнение 3. Образуйте вопросительную форму следующих глаголов, например: 가다 - 갑니까?
오다, 입다, 다니다, 보다, 다가오다, 일어나다, 기다리다, 주다, 만나다, 서다, 읽다, 마시다, 먹다.
Прочитайте полученные формы так, чтобы к концу слова интонация повышалась.

Упражнение 4. Прочитайте предложения. Вопросительные предложения читайте с повышающейся в конце интонацией.
1. 대학교에 갑니까? 2. 얼굴 예쁩니다. 3. 친구와 같이 옵니까? 4. 떡 삽니까? 5. 날씨 좋습니다. 6. 라디오 듣습니까? 7. 겨울 춥습니다. 8. 요즘은 바쁩니까? 9. 집 멉니까? 10. 밥 먹습니까?

Упражнение 5. Представьте, что какая-то организация, проводящая социологический опрос, поручила вам задать людям (прохожим) вопросы, чтобы выяснить соответствующую информацию. Используя данный ниже материал, задайте вопросы воображаемым реципиентам:
1. 밥 먹다. 2. 빵 먹다. 3. 홍차 마시다. 4. 주소 쓰다. 5. 한국어 배우다. 6. 신문 보다. 7. 김치 먹다. 8. 우유 마시다. 9. 단어 외우다. 10. 책 읽다.

Упражнение 6. Учитывая, что отрицательно ответить на вопрос можно с помощью частицы 안, которая ставится перед глаголом, выясните у воображаемого носителя корейского языка, который старше вас по возрасту или выше по социальному положению, что он не делает. Используйте материал предыдущего упражнения, например:
-밥 먹습니까?
- 아니오, 안 먹습니다.

Если глагол заканчивается на '-하다', то отрицательная частица ставится непосредственно перед этим глаголом, например:
-세수합니까?
-아니오, 세수 합니다.

Упражнение 7. Задайте такие же вопросы, используя следующие глаголы, и дождитесь отрицательного ответа.
1. 연습하다. 2. 숙제하다. 3. 운동하다. 4. 결혼하다. 5. 공부하다. 6. 목욕하다. 7. 수영하다. 8. 샤워하다. 9. 전화하다. 10. 요리하다.

Упражнение 8. Задайте эти же вопросы воображаемому хорошо знакомому, но старшему по возрасту (или социальному положению) носителю корейского языка, учитывая, что специальных вопросительных форм для вежливо-неофициальной речи нет. Дождитесь отрицательного ответа.

Вопросительное слово 무엇 что в разговорной речи стяжается, т. е. превращается в .
무엇 -

Упражнение 9. Заполните пропуски, придумайте ответы и разыграйте следующие ситуации:
1. 가: ... 먹습니까? 나: ...
2. 가: ... 마십니까? 나: ...
3. 가: ... 읽습니까? 나: ...
4. 가: ... 합니까? 나: ...
5. 가: ... 봅니까? 나: ...
6. 가: ... 배웁니까? 나: ...
7. 가: ... 삽니까? 나: ...

Упражнение 10. Придумайте свои собственные ситуации, выступив в роли незнакомых друг с другом носителей корейского языка.

Простой корейский / 한국어 Место, где живут истории. Откройте их для себя