Прийти на следующей день у меня не получилось. Надо было лететь обратно в государство и закончить одно важное дело.
Поднявшись на лифте на крышу я зашёл в свою псевдокоморку и оказался в своём картинном мире. В самом центре стоял мольберт на котором виднелся холст. Эскиз был, но слишком мутный, легко набросанные карандашом, линии переплетались и создавали то, что автор ( то есть я ) заложил в своё творение. Я взял карандаш покрепче и стал обводить линии, так, чтобы они были видны лучше, ну а потом, начну всё заливать цветом используя масляные краски, они хорошо ложатся на холст и быстро сохнут. Я так и сделал.
Сначала надо было отметить контур, это уже было готово, т-а-ак, теперь начинаем заливать цветом. На картине должен быть изображён пейзаж; вечернее солнце, уходящее вниз создавающее закат. А в центре внимания должна быть дорога уходящая в перспективу, затемнённую дымкой.
И тогда получится гениально!
Я стал выделять контуры дороги, сначала мягкой пастелью, а уже потом закрашивая фон. Дымку я сделал используя бледно-серый цвет, с кисти, я стал как бы ,, рассеивать ’’ краску по холсту. Осталось пара штрихов и всё.
Картина готова.
Как только я закончил покрывать лаком свой шедевр ( лак защищал картины от гниения ) мит-очки показали анимацию звонка в дверь.
-Кто там? – спросил я, смотря на силуэт у двери.
-Сень Яй. Впустишь?
Я кивнул головой и очки показали мне, что Яй зашёл в дом. Спустившись вниз, я оказался у прозрачной лифтовой кабины за которой находились мои апартаменты. И, разумеется, сидящий за низким столиком Сень Яй. Его борода свисала до самой земли, а белый и длинный халат ( кимоно ) закрывало практически всё его тело, не считая головы. На столе стояла ступа, а в ней находился свежий чай.
-Ни Хао, Сень Яй! – сказал я, выйдя из лифта и отдав Яю низкий поклон. Так было принято у нас в Тибете, при встрече учителя ( Сэмпая ) каждый должен был кланяться. Это означало что ученик уважает своего учителя.
- Ни Хао, Сэлиан. – сказал Яй, сложив одну руку в кулак а другую в ладони, потом развернул их и соединил в приветственном жесте, медленно опустив их вниз.
- Как насчёт отведать моего чая? – спросил он указывая на стол.
Я кивнул. Чай был основным напитком в Китае, по словам Яя, сам Будда давал своим ученикам чай. А ещё, я узнал что именно этот чай сделан по древнеиндийскому рецепту. Сев на колени, я взял в руки ступу и немножко отпил чая, он был горячий, поэтому я решил чуть-чуть подождать.
-Прошу прощения за то, что я пред вами не в кимоно. У меня был тяжёлый день, так что я не смог его сегодня надеть.
- Не стоит извиняться. – сказал Яй. – Смысл мне понятен. Ведь каждый вид наш способен к ошибкам.
- Это точно. – сказал я и отпил ещё чая. Он к этому времени уже остыл и стал не горячим а тёплым.
Сень Яй смотрел на меня как-то странно. Будто хотел что-то сказать, но знал, что время ещё не пришло. Я стал смотреть на стол, потом перевёл взгляд на полку с вещами. Мой взгляд упал на бэску. Только не простую, а для того, чтобы испытывать мои миры. Я её использовал очень редко, в основном пользовался чипами.
-Давайте поговорим об иллюзиях. – спокойно сказал Сень Яй.
Я закашлял. Удивительно было то, как Яй вообще узнал о том, чем я занимаюсь. Вроде как никто на учении о своей личной жизни не говорит. Ответ может быть только один – он заметил бэску.
-Не стоить волноваться, мой ученик. Дело Сэмпая сказать, а не унизить. Насколько я понимаю – вы занимаетесь разработкой миров?
- Да. – сказал я. – Разработкой и продажей.
- Понятно. – сказал Яй. – Но вы понимаете, в чём суть миров? Зачем вы их делаете?
Я молчал. Ну а что ещё я мог делать? Миры помогали мне не сойти с ума, они были ключом к иным реальностям в которых я мог стать частью своего мира. Разумеется, на несколько минут. Во время испытаний.
-Что такое иллюзия? Это ничто иное как то, чего на самом деле нет. Но вы это замечаете и оттого думаете что то, что на самом деле нереально – является правдой.
Я слушал его и не мог понять одного – что он хочет сказать. Сень Яй был не просто монахом шаолиньской церкви – он был самым настоящим матёрым воином эпохи Сяо Фень. Образование Яя отличалось от моего тем, что на всё у него был заготовлен ответ. Разумеется, он их готовил не дома на диване, а во время разговора с людьми. Таким образом Сень Яй мог убедить кого угодно, даже меня ( что не удивительно ). Он видимо увидел мою гримасу непонимания и продолжил свой монолог.
-Попробую вам помочь. Вижу вы не очень понимаете то, к чему я клоню. Вы когда-нибудь задумывались над тем, как формируется человеческое сознание? Только не говорите мне что оно пустое и тленное как сама плоть после гниения – это я и сам знаю. Мы, несомненно, имеем дело с ложью. Называйте это как хотите; ложь, враньё, мираж или иллюзия. – он улыбнулся.
- Возьмём к примеру оазис, конечно, он нереален, но как и всё в этом мире имеет свой способ появления; преломление солнечных лучей на поверхность песка или асфальта, за счёт отражения лучей от поверхностей, мы видим оазис. Он может быть какой угодно; к примеру, опять, при очень ярком свете солнца вы можете наблюдать эффект появления воды на асфальте. Но мы же с вами прекрасно знаем, что это неправда, так ли?
- Ну да, конечно. – сказал я.
Монах настоятельно поднял палец.
-Сознание возникает как набор внутренних вопросов. Возьмём для примера ваше внутреннее, назовём его, ,,я’’. Оно всегда задаётся вопросом; кто я? Вот только вопрос этот вы задаёте сами себе – мысленно. А вдруг всё по другому? Вдруг этот внутренний ,,я’’ принимает ваше тело за некий сосуд. Этот сосуд находится в постоянном движении, мысли ваши находятся в вечном соревновании: кто кого обгонит, кто придёт первее к финишу ваших уст. Вдруг именно ,,я’’ говорит за вас? Говорит вашими мыслями, а вы их повторяете? Может быть именно ваш внутренний ,,я’’ является настоящим, поскольку способен мыслить также как и вы, а вы для него просто оболочка. Разве не так? Вдруг ваше сознание это отголосок того самого далёкого, по ощущениям, Сэлиана, который находится за пределами вашего восприятия?
Я пожал плечами.
-Вот ещё пример. Вы пьёте чай. Вы ощущаете его вкус, запах и тепло. Вы так же как и все понимаете, что чай – это непростой напиток; он способствует успокоению ваших нервов, а ещё индусы считали что чай – это сила Будды. Вы, наверное, принимаете это слишком близко к сердцу, а остальные просто стоят перед фактом.
Мне снова казалось что Сень Яй не видит того, что его ученик находится в неком неведении. Он, конечно, говорит правильные речи, но мне они почему-то кажутся слишком глубокими и неясными для быстрого восприятия. Его слова как нож, осторожно срезали слой плесени с сыра, потихоньку приближаясь к мутно–желтой массе.
-Пока существует ваш внутренний голос ( больше он не говорил ,,Я’’ ) ваше сознание находится в трансе, проще говоря, продолжает жить, только на медленной скорости. А как только этот голос пропадёт, вы будете страдать от постоянного потока смыслов и мыслей которые выскальзывают из вашей головы как пушечные ядра. Пока существует ваш внутренний голос, вы чувствуете не просто чай — а всю его историю. Но если голос исчезнет, извиняюсь за повтор слов, вы узрите истинную природу страданий, которые будет предоставлять вам ваше сознание. Сознание и внутренний голос – два похожих друга. Теряя одного, теряется всё.
- Вы пришли говорить со мной о природе сознания? – спросил я. – Думаю что я потерял достаточно, чтобы считать себя полностью лишенным сознания и голоса.
Мне вот что интересно, когда произойдет то самое прозрение? Как у Будды. Он ведь, насколько я помню, тоже задавался вопросом: ,,Кто я?’’.
-Вы попались на свою же удочку, мой юный друг. – засмеялся Яй. – Думать что когда-то что-то наступит, всё равно что ждать того момента, пока все злодеи исчезнут. Глупо ведь ждать того, чего на самом деле нет? Так и с сознанием. Это по сути доброкачественная опухоль которая с каждым годом, а может и днём становится больше. Только вот у таких опухолей есть особенность; они перестают расти спустя сколько-то лет. Считать что сознание когда-то достигнет вершин философских смыслов, всё равно что считать то, что смысл это всего лишь пять ни о чём не говорящих букв.
- Я вроде начинаю понимать, к чему вы всё это время вели. А относится ли ваш монолог к мыслям или воспоминаниям? – спросил я. Потом добавил, – но меня больше интересуют мысли.
- Конечно. А что не так с мыслями? Проблема ведь не в том, что мысли такие большие и льющиеся изо всех щелей вашего мозга. Мысли невозможно остановить, точно также как и пытаться остановить собственную разумную речь. Мысли возможно укротить, сделать так, чтобы они лишний раз не выскакивали. Они ведь размножаются как бактерии, хотя думаю, что вернее сказать как зайцы. А что бы мысли не размножались, источнику надо предохраняться. Ничего не напоминает?
- Значит с мыслями надо бороться. – предположил я.
- Не всегда. – ответил Яй. – К слову – мысли нас защищают. От забвения, разумеется. Путь мысли заключается в её простоте. Думаю что вы и без моего ведома знаете, что страшнее всего на свете. Говорю сразу: это не то о чём вы сейчас подумали, как и все мои новенькие ученики. Мысли как гирлянды поддерживают друг друга, до тех пор, пока одна не начнёт повторять за другой её же вопросы. Это всё равно что транс. Во время этого занятия ваше сознание переходит все границы мировоззрения создавая при этом поток новых моделей разумного мышления. Сознание своего рода и есть этот транс.
- Понимаю, то есть вы запрещаете сознанию откликаться на мысли?
- Нет конечно, зачем что-то вам запрещать? Если вы уже в идеале овладели путём Дао, то этот запрет будет нелогичным. Но если ваша практика над сознанием успешна, внутренние вопросы проходят. Это и есть прекращение всего страдания и нехороших воспоминаний в целом.
- А как это соотносится с тем, что сознание полое?
- Никак. – улыбнулся монах. – Практикуя как Будда вы не почувствуете того самого отделения астрала от плоти и познанию истинной сущности разума. Не почувствуете того, что ваше сознание перешло на духовный уровень выше, не почувствуете даже полость и тленность ваших собственных мыслей. Философские концепции рушаться там, где появляется тот фактор, который напрочь переворачивает наше представление о мире. Вы почувствуете лишь то, как начинаете осознавать себя. Разница между самопознанием и тем, чтобы стать частью мира заключается в том, чтобы заниматься постоянным учением и не воспринимать происходящее как нечто пустое. Вы просто сливаетесь с движением смыслов. То что было, то что произойдёт или то что ожидает нас в ближайшие тридцать секунд. Вы больше не видете ,,птицу’’, ,,дерево’’, или ,,траву’’ потому что всё это лишь иллюзия. Мы видим мир так, как показывают нам его наши глаза, уши, и руки.
- А что видете вы? – спросил я, в надежде, что монах отвернётся от ответа и начнёт говорить о том, что считает для своих учеников важным. Как-то раз мне приходилось слышать эту заезженную до дыр концепцию; мир не такой, каким мы его видим. Так сказал один очень старый монах – Симпэй. Он занимался не только службой в шаолиньской церкви, но и преподавал учение Будды.
Он уверял, что мы видим мир не так как надо. Что он на самом деле совсем другой и никто не увидит его истинного вида.
Метод познания себя у Симпэя был очень интересный; своим ученикам он задавал лёгкую задачу: нужно было создать мысленный мир в котором будет то, что нужно лично тебе. Чем меньше подробных деталей – тем проще и лучше будет мир.
Ещё он учил избавляться от излишеств. Они мешали жизни и заставляли человека постоянно возвращаться к ним. Хороший был учитель, правда, при жизни я его не застал.
Сень Яй и не собирался отходить от ответа, он как и оказалось, снова начал говорить трудными для восприятия изречениями.
-,,То’’ или ,,это’’. Но вы умудряетесь обойтись и без этих, так называемых, указательных терминов. Сначала вы подходите к истине, потом понимаете то, что она уже совсем рядом и вот, наступает тот момент, когда вы уже видите ту самую суть. Ведь вы не говорите что ,, действительность пуста ’’. На объяснения, предисловия, и всё остальное времени не останется.
- Но сущность сознания действительно полая, – сказал я.
- Господи, что вы сейчас сделали! – захохотал Сень Яй. – Вы только что скрестили четыре модели мира; ,,сущность’’, ,,сознание’’,
,,действительность’’ и ,,полость’’. А потом решили соединить их мостом смысла. Теперь вам необходим тот, кто будет по этому мосту перебираться: проблема заключается в том, что это существо, которое будет ходить по мосту, вы должны будете кормить всю жизнь. Существо проживёт этот путь вместо вас, а когда вы умрёте, виновато разведёт лапами и скажет, а у меня ничего не вышло.
Он выразился очень странно, для монаха – ,,bridges of meaning’’. Наверное, я это понял только из-за того, что в детстве читал древние письмена.
-Это я понимаю. Но что насчёт разума? Что важнее он или чувства появившиеся после разумно сконструированных мыслей.
-Конечно, разум стоит во главе всего, что вы говорите, ощущаете, думаете, и, как бы для вас это странно не звучало, чувствуете. Чувство не появляется просто так; обязательно должен быть какой-нибудь триггер – то, что запустит цепь конструктивных сценариев. В данном случае в роли триггера выступает сам разум, назовём его мозг. Без мозга чувства не появятся.
- А если чувства запустит не мозг?
- Тогда это просто другая цепь конструктивных элементов. Чувства можно запустить и без применения разума, только это бывает довольно редко.
- Таким образом, наверное, будет трудно увидеть человека по настоящему. – сказал я. – Разве не так? Разве с помощью чувств можно увидеть истину человеческой сути?
- Возможно. – сказал монах, потерев свою бороду. – Человек – штука очень интересная. Порую, эта, как бы вам сказать, хммм, – он снова стал тереть бороду. Так бывало если Яй терял нить своих высказываний, но это бывало не всегда, только если он очень уставал или вопрос был таким, на который даже Будда с Шиву ответить не смогут. Потом всё же ответил, – божья состовляющая, совершает очень странные вещи. Например, начинает считать себя чем-то другим, что не будет похоже на его же самого. Начинает создавать для себя новый образ, или что-то в этом духе.
- Как Yeule. – подумал я. Она ведь тоже в своё время считала себя иной; даже говорила что является кибертелом, королевой глюков и создательницей грёз.
Яй будто прочитал мои мысли и тут же ответил.
-Такие люди заблудились в собственных мыслях. Они делают это для того, чтобы хоть как-то слиться с миром, который они выдумали. Вы ведь, в свою очередь, тоже является чем-то похожим на таких людей — создаёте миры. Только, наверное, делаете вы это не для поддержки своих внутренних связей ментального класса. Здесь скрыта другая причина. Может быть, таким способом вы пытаетесь найти истинную сущность действительности?
Я пожал плечами.
-А можно ли управлять расстановкой мыслей? Сделать так, чтобы все они были на своих местах?
- Можно, но сложно. Мысль не вещь, если ей что-то нужно она непременно выскочит за границы вашего разума и тогда…начнётся самое страшное. Мысли надо уметь расставлять так, чтобы каждая из них находилась там, где ей требуется. Это похоже на маленького ребенка, который только недавно пришёл в детский сад и начинает в нём осваиваться. Вернее, он не пытается, а целенаправленно это делает. Он как бы втирается в это микрообщество – хотя думаю что вернее будет сказать, не втирается. Его внутреннее ,,я’’ начинает раскрываться тогда, когда он перестанет делать вид, будто вписывается в это общество.
Я внимательно слушал и кивал на тех моментах, когда чувствовал то, что понимаю речи монаха.
-Ну что ж, – вздохнул монах. – остаётся только тренироваться опираясь на ваши мысли и сознание. Попробуйте. Создайте свой мысленный мир, и не забывайте про то, что излишества мешают разуму. А мне пора лететь к себе.
Я начинал вникать в то, что он говорит. Когда я практиковал искусство Сай, в моём медитационном знании было лишь то, как дышать с помощью точки ,,хари-ото’’ которая находилась между грудными мышцами. Стараясь очередной раз вдохнуть, я иногда ощущал покалывание в груди, и оттого не мог полностью совершить вдох. Чтобы покалывание ушло, я медленно вдыхал, останавливаясь на каждой пятой секунде; раз два три четыре пять. Стоп. Снова считал до пяти и так до тех пор, пока сумма всех моих ,,пятёрок’’ не достигнет пятидесяти.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
CMSS+
Science FictionДействительно ли мир философски нереален? Этим вопросом много лет задавался китайский философ Сень Яй - учитель одного молодого человека находящегося в депрессии. Только он этого не показывает, mind blocker делает своё дело...