Давайте тут определимся с терминами. Мы говорим о человеке и его духовном пути, о цели его высшей реализации.
То есть целью является некая трансформация человека. Есть огромная разница между инициированным человеком и тем, который просто живет, где-тоработает, как-то отдыхает, ест, спит, а потом умирает... Это нетрансформированный, неинициированный человек... В современном мире таких большинство. И есть человек, живущий в некоем луче — причем мы сейчас пока не говорим о качествах этого луча, темный он или светлый... Так вот, человек, живущий в луче, трансформированный человек — это совершенно другое, качественно иное существо по сравнению с обычным материальным человеком. Потому что тут раздробленный, случайный и хаотичный субъект преобразуется в целостную и органичную самость.
Так вот, такую трансформацию называют «инициацией» или «посвящением».
Инициация была уже у древних племен, которые называют «первобытными». Она состояла в погружении человека во мрак, в хаос, в шок и выходе его на новый уровень, то есть на уровень барзаха. Тот, кто не прошел инициацию, не считался собственно человеком. Он оставался ребенком, не переходил во взрослое состояние. Его не воспринимали как члена общества. Такую процедуру проходили все, это был некий базисный обряд. С чем это связано? С тем, что люди помнили реальность барзаха, где был Адам, и хотели восстановить связь с утраченным состоянием. Вернуться в потерянный рай. Только на том уровне человек становился собственно человеком.
Но почему инициируемый должен был проходить через погружение во мрак? Потому что общее правило таково, что нельзя перейти на новый уровень, не умерев на старом. И в Исламе это тоже есть. Мы умрем в этом мире и перейдем на уровень барзаха, а потом снова умрем на уровне барзаха (дуновение трубы) и перейдем на уровень ахирата. А оттуда уже будет бесконечное совершенствование и поднятие вверх, о чем у нас даже нет никаких слов и понятий и о чем лучше молчать. Некоторые стадии этого развития описаны в Коране и хадисах, например, рафраф хузр(«зеленые ковры», упомянутые в суре «Милостивый»), касиб ахмар (красный холм), джаннату ризван(сады довольства)...
Это и есть то, что называется «вечным раем» последней жизни. Вспомните наш пример с песком, стеклом и хрусталем. Песок трансформируется в стекло, стекло трансформируется в хрусталь. Хрусталь, возможно, потом еще во что-то трансформируется — в алмаз и большее, чем алмаз — в миллиарды более высоких состояний, но о них мы ничего не знаем и даже представить их себе не можем. Потому что в Раю мы будем вечно приближаться к Творцу и никогда не достигнем этого приближения. Это движение бесконечно, но оно не сокращает дистанцию... Обитатели Рая пребудут там во веки вечные, не умрут и не исчезнут никогда, и будет прибавляться им молодости, силы, царства, власти, мудрости и красоты – без предела, и каждая новая ступень, на которую они поднимутся, станет соотноситься с предыдущей как наш ближний мир соотносится с ахиратом, так что это невозможно ни представить, ни описать, и так – до бесконечности.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Человек в Исламе
SpiritualВ этом цикле мы будем обсуждать вопросы, касающиеся человека, его жизни и смерти, его структуры и состава. Те вопросы, которые интересуют, в принципе, каждого, даже независимо от того, мусульманин это или нет. Откуда мы произошли? В чем смысл нашей...