Часть 29. Экскурс в западную философию: Декарт, Кант, Гегель, Маркс, Хайдеггер

18 0 0
                                    

Мы сказали, что современная западная цивилизация есть прежде всего система власти — материальной власти над этим физическим миром. Она основана на комплексе страха перед реальностью, выплеснутом вовне как воля к могуществу, на стремлении схватить этот мир за волосы, заковать его в жесткую систему понятий, правил, законов, а потом — и технических средств, вроде всех этих проводов, машин, орудий убийства и т.д. 

Давайте сейчас совершим некую экскурсию по западным философским школам и учениям, чтобы вместе увидеть подтверждение того, о чем мы сказали.

Тут необходимо сделать одно вводное замечание. Как известно, Запад не создал ни одной великой религии. Но зато он создал философию. То есть философия была такой специфически западной формой самоосмысления, само-программирования. Это надо иметь в виду. Философия на Западе стала нервом общества, проектирующим его перспективы, пронизывающим своим пониманием все его поры. Она переживала баталии и схватки, взлеты и падения, имела своих генералов и солдат, государства и партии. Философия являлась несущей конструкцией Запада, его основной струей, бьющей под максимальным напором, от которой во все стороны разбегались тысячи более мелких струй.

Совершенно иную структуру истории и общества мы видим там, где смыслы развертываются из одного фундаментального и неизменного Текста. Здесь всё остальное, по сути, становится лишь комментарием к такому Тексту. В данном обществе также может существовать «философия» — как она была и есть в исламском мире, — но только в виде одной из разновидностей комментария.

Итак, возможны разные формы мышления. Мышление, следующее за Откровением и Имамом, черпает из чаши всеобщего разума, который никогда не ошибается. Мы уже говорили, что Коран является слепком с мирового разума, который есть белый свет, верхний правый столп Трона и Письменная трость, пишущая на Хранимой Скрижали то, что было, есть и будет. Ангел черпает из моря этого разума и выливает в сердце пророка в виде откровения или писания.

Что же касается человеческого разума, то он – лишь отражение этого высшего разума, свет от него в каждом из нас. Это подобно отражению одного и того же светильника в разных зеркалах: в зависимости от их искривлённости или прямоты, замутнённости или прозрачности отражения будут разными. Поэтому все индивидуальные разумы отличаются друг от друга.

Человек в ИсламеМесто, где живут истории. Откройте их для себя