Давайте продолжим размышлять над историей Адама и запретного дерева, потому что в этой истории содержится своего рода шифр или ключ ко всему, что происходит с человечеством на этой земле.
Итак, в суре «Корова», аят 30, мы видим, что Всевышний обращается к ангелам и говорит: инни джаАилун филь арди халифа — «Я поставлю на земле халифа». Тут есть один тонкий момент. Слово «джаиль» — это действительное причастие, которое переводится как «делающий», «ставящий». То есть буквальный перевод аята будет звучать так: «Я — ставящий на земле халифа».
Это некое постоянное качество. Если бы имелось в виду единичное событие, то надо было бы сказать: «Я хочу поставить на земле халифа». Но Аллах тут на самом деле описывает Самого Себя и говорит: «Я — ставящий на земле халифа». Я таков, что Я являюсь ставящим халифа. Это Моё свойство: Я ставлю халифа. То есть Моя воля, Моя машийя такова, что Я ставлю халифа.
В Коране огромное количество таких тонких моментов, которые доносят до нас очень важные вещи, но в переводе всё это теряется...
Затем, как мы видели, следовало возражение ангелов, и в предыдущей части мы разобрали суть этого возражения. И далее, после этого возражения и после сотворения Адама происходит обучение его всем именам. Ва аллама адама ль-асмаа куллаха — «И Он обучил Адама всем именам (асма)» (2: 31). И мы сказали, что это были имена Ахль уль-Бейт, и «имена» тут означают не то, как зовут людей в буквальном смысле — например, «Мухаммад», «Али», «Джафар»... Нет, речь идет совсем не об этом.
Одно из значений слова «исм» (множественное число — асма) в арабском языке — это «описание», «качество». «Имена» тут значит «описания». Аллах явил Адаму реальность света Ахль уль-Бейт, которая есть реальность Его сотворенных качеств — прекрасных имён действия Аллаха. И это означало вместе с тем, что Он явил Адаму реальность всех вещей вообще, потому что все вещи происходят от света Ахль уль-Бейт. Как передано в хадисе, который мы уже приводили в начале данного цикла: «Я был у Имама Садыка (А), и он велел накрыть скатерть, и мы поужинали. Потом принесли поднос с тазом для мытья рук. Я спросил: “Да буду я твоей жертвой! Этот поднос и таз — в числе того, о чем Аллах сказал: ‘И научил Он Адама всем именам’?ˮ. Он сказал: “Пыль, пустыня и всё этоˮ, — и показал вокруг себя рукой».
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Человек в Исламе
SpiritualВ этом цикле мы будем обсуждать вопросы, касающиеся человека, его жизни и смерти, его структуры и состава. Те вопросы, которые интересуют, в принципе, каждого, даже независимо от того, мусульманин это или нет. Откуда мы произошли? В чем смысл нашей...