Часть 38. Сновидения, их виды и смысл

13 1 0
                                    

Мы очень мало знаем о снах, то есть о том состоянии, в котором пребываем как минимум треть своего времени. Да, есть современные научные исследования, но они касаются только внешних симптомов сна, таких как фазы, работы нейронов, электрические импульсы и всё прочее. Это ничего не говорит о природе самих сновидений.

Закрывая глаза и засыпая, мы оказываемся в мире с совершенно другими законами, нежели привычная нам физическая реальность. Как мы уже говорили, это не что иное, как мир барзаха. А поскольку человек после смерти также попадает в барзах, сон есть «малая смерть», как сказал Имам Джавад (А): «Смерть — это сон, который приходит к вам каждую ночь, с той разницей, что его срок долог». И от Имама Садыка (А) передано: «Сон — брат смерти».

Раньше была такая теория, что сон необходим для отдыха мозга. Эта теория была полностью отвергнута позднейшими исследованиями, потому что оказалось, что во сне нейроны мозга работают не менее активно, чем при бодрствовании.

Также очевидно, что сны не могут синтезироваться мозгом. Иногда сны содержат такие яркие и подробные картины, какие мы не встретим в реальности. Каким образом мозг мог бы это синтезировать? Попробуйте закрыть глаза и вообразить себе что-то. То, что вы вообразите, станет всего лишь бледным двухмерным подобием реальности. Так почему мы осознанно не можем сформировать такие же яркие картины, как во сне? Почему в бодрствующем состоянии мозг не может сделать этого, а в спящем вдруг обретает такую способность?

Есть мнение, что сновидения выражают наши собственные желания и мысли. Однако нередко сны показывают человеку как раз то, что он не хотел бы видеть, а также то, что он никогда не видел и не мог себе представить.

По Фрейду, сновидение — это зашифровка наших истинных желаний, прежде всего сексуальных, которые Эго подавляет в угоду обществу. Чтобы расшифровать сновидение, надо разгадать влечение, стоящее за ним. Согласно данной концепции, сон — не что иное, как способ, которым психика отыгрывает свои нереализованные желания. Например, если человек видит лодку, плывущую по воде, то сон на самом деле не про лодку и не про воду, так как лодка своей формой напоминает понятно что... Сон в этой концепции всегда что-тоскрывает и искажает, дабы сознание, воспитанное социальными нормами, не узнало то, что стоит за ним. И вот Фрейд говорил: «Давайте преодолеем это искажение, давайте раскроем все ассоциации, связанные со снами, и тем самым придём к комплексам, которые стоят за ними».

Человек в ИсламеМесто, где живут истории. Откройте их для себя