История раннего христианства — это история быстрого успеха, аналогов которому найдется лишь немного. За несколько столетий оно выросло из маргинальной секты в мировую религию, не пользуясь для этого ни силой меча, ни значительными экономическими ресурсами. Его адепты объясняют это «истиной Христа». Однако если бы это обстояло так, оно давно должно было распространиться на весь мир, тогда как мы видим, что христианство всегда оставалось религией Римской империи и тех государств и цивилизаций, которые образовались на её обломках.
Христианство начало своё распространение в крестьянской арамейской Палестине, потом проникло в городские греко-язычные иудейские круги, от них в римские города в целом, затем достигло императорского двора и оттуда стало проникать в сельскую местность. Однако обращает на себя внимание следующее: на каждой из этих стадий христианство оставалось исключительно в рамках Римской империи. Оно вышло за её пределы лишь значительно позже, уже став официальной религией Империи и пользуясь её ресурсами и поддержкой (впрочем, оттуда оно было позднее вытеснено исламом). И до сих пор основным ареалом его распространения являются цивилизации-наследники Римской империи. Посланию Павла, распространявшемуся с восточной части Империи, было легче дойти до её западных границ, чем перенестись в соседний Иран, найдя там хотя бы каких-то приверженцев.
А потому мы должны посмотреть, что в Римской империи обеспечило такое быстрое распространение этой религии.
Рим был городом на территории Италии, который начал серию успешных захватнических войн, начиная с 3-го столетия до Р.Х. Сначала он покорил Италию, затем выдержал три войны с Карфагеном, в результате которых последний был полностью побеждён и разрушен. После этого Рим начал экспансию на Восток, покорив Грецию, Иллирию, Малую Азию, Сирию и Иудею. В результате к первому веку до Р.Х. ему удалось объединить под своей властью практически весь цивилизованный мир.
При этом главным противоречием было отсутствие универсальной идеологии при наличии внешнего единства, обеспеченного мечом. Римская империя времён начала христианского летоисчисления была политически едина, но раздроблена культурно и религиозно. Она нуждалась в синтетической идеологии, которая сумела бы объединить разнородные религии, культы и философские системы вокруг какого-то единого сюжета. Старые этнические, клановые и религиозные идентичности разрушались: требовались новые, более универсальные.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Человек в Исламе
ДуховныеВ этом цикле мы будем обсуждать вопросы, касающиеся человека, его жизни и смерти, его структуры и состава. Те вопросы, которые интересуют, в принципе, каждого, даже независимо от того, мусульманин это или нет. Откуда мы произошли? В чем смысл нашей...