части, в данном цикле будет последней, где мы разбираем, скажем так, всемирно-исторические вопросы. Затем рассмотрим несколько других тем и на этом закончим цикл.
Мы приводили хадис от Имама Али (А): лиль батыли джауля ва лиль хакки дауля — «у лжи есть своё время, и у истины есть своё царство» и говорили, что сейчас мы живем в период «лиль батыли джауля», «у лжи есть своё время» и что период царства правды не может предшествовать этому времени, он по необходимости должен прийти лишь после него. Коран говорит: «Установил мраки и свет» (6: 1) — и мраки названы тут прежде света, потому что истина вечна и победоносна, а ложь преходяща. А потому в порядке мироздания сначала должно быть царство лжи и мрака, а потом царство истины и света, а не наоборот. И этот очень долгий период будет открыт приходом Имама времени, аль-Махди, Каима рода Мухаммада (С).
Когда состоится этот приход, что будет ему предшествовать и почему вообще Имам был сокрыт?
Если суммировать очень кратко то, о чём мы подробно говорили в предыдущих лекциях, то в мирах, предшествовавших нашему миру, Аллах сотворил творения и дал им возможность выбора. И когда одни из них выбрали добро, а другие выбрали зло, Он дал им возможность реализовать свой выбор в своих деяниях. А потому этот ближний мир (дунья) был сделан местом, где внутренность каждого должна быть проявлена внешне, «чтобы Аллах отделил скверного от благого» (8: 37).
И мы говорили, что в этом причина существования зла. Потому что люди должны иметь возможность для проявления своей внутренней сущности. Если бы в мире господствовало царство правды, то каждый человек был бы принужден к подчинению и внешне проявлял бы праведность и добро, но внутренне ненавидел бы их. А вхождение таких в Рай противоречило бы мудрости Творца и не соответствовало бы качествам Рая, который чист, и нечистый не войдёт в него. А потому каждый имеет возможность проявить свою внутреннюю сущность во внешних делах, и в этом мире по необходимости должно присутствовать зло, и добрые существуют рядом со злыми, и от злых рождаются добрые, а от добрых рождаются злые.
Так вот, то, что можно понять из Корана и хадисов — это то, что Аллах запретил выход Имама, пока остаётся такое смешение. «Если бы они отделились, Мы подвергли бы тех из них, которые не веровали, мучительному наказанию» (48: 25). У Имама Садыка (А) спросили: «Что значит “отделилисьˮ в этом аяте?» Он сказал: «Аллах поместил верующих как хранимое в чресла неверующих и лицемеров» — в том смысле, что они родятся от них, — «и Али (А) не убивал отцов, пока от них не рождались те, кто хранился в их чреслах. И таков же наш Каим: он не выйдет, пока не выйдет хранимое Аллаха».
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Человек в Исламе
EspiritualВ этом цикле мы будем обсуждать вопросы, касающиеся человека, его жизни и смерти, его структуры и состава. Те вопросы, которые интересуют, в принципе, каждого, даже независимо от того, мусульманин это или нет. Откуда мы произошли? В чем смысл нашей...