Продолжаем разбирать историю Адама. После того как Всевышний обучил его всем именам и велел ангелам поклониться ему, Он сказал: «О Адам, поселись ты и твоя жена в раю и вкушайте там на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а иначе вы окажетесь угнетателями» (2: 35).
Где всё это происходило? В барзахе. Или, говоря по-другому, в мире мисаля, мире «образов». Рай Адама был в барзахе, это не был рай будущего мира, потому что тот, кто вступит в рай будущего мира (ахирата), никогда не выйдет из него. То есть сначала Адам был в мире зарр, потом он спускается в барзах, а затем на нашу землю, в этот ближний мир. Мы двигались по дуге нисхождения, а после земного мира начнём двигаться по дуге восхождения и возвращаться назад: «Каким было ваше начало — так вы и вернетесь» (7: 29).
И мы уже приводили хадис от одиннадцатого Имама Аскари (А) о том, что это было за дерево. Это «древо знания, древо Мухаммада и рода Мухаммада, мир им, через которое выделил их Аллах из всех творений, и дерево это — только для Мухаммада и рода Мухаммада, и не вкушает с него по повелению Аллаха никто, кроме них. И сказал Аллах, велик Он и свят: „не приближайтесь к этому дереву“, пытаясь достигнуть степени Мухаммада и рода Мухаммада (С) и их величия, ибо Аллах отметил только их этим древом, и это дерево таково, что тот, кто отведал от него с дозволения Аллаха, — тому внушается знание первых и последних безо всякого обучения».
То есть вот эта история с деревом — это подобно тому, как человеку в доме говорят: «Ходи где хочешь и бери что хочешь, но не прикасайся к этому оголенному проводу с электрическим током». Почему? Потому что там заключена такая сила, которую ты не сможешь выдержать. Эта сила не для тебя. Если ты прикоснешься к ней, она воздействует на тебя и изменит тебя, что будет означать твою смерть и переход в другой мир.
Адам приблизился или прикоснулся к древу знания всех вещей, и сила этого древа, можно сказать, «обожгла» его так, что он оказался в этом мире, ниже того мира, где был. Потому что он не мог выдержать соприкосновения с этой силой. И мы сказали, что «дерево» — это только символ, это не было дерево в буквальном смысле, подобно привычным нам деревьям, на которых растут какие-то фрукты. В том мире вообще всё иначе, реалии того мира не могут быть описаны нашим языком. К ним приложим только язык символов. Дерево — это символ для разветвленной структуры, потому что его знание приложимо ко всем вещам. Знание обо всем. Плоды этого дерева — реальность всех вещей. А потому приближение к нему означало получение доступа к началу и концу всего, а вкушение плодов с него — желание получить положение Вали мироздания. Условно говоря, «взбирание» вверх по лестнице творения, по мировому древу, листвой для которой являются бесчисленные миры.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Человек в Исламе
EspiritualВ этом цикле мы будем обсуждать вопросы, касающиеся человека, его жизни и смерти, его структуры и состава. Те вопросы, которые интересуют, в принципе, каждого, даже независимо от того, мусульманин это или нет. Откуда мы произошли? В чем смысл нашей...