То, чем мы занимаемся сейчас, в данных частях нашего цикла — это выявление основных структур западного мышления – фундаментального языка Запада, его «кодов программирования», которые использует сейчас каждый западный или, шире, современный человек, обычно даже не зная и не задумываясь, в чем они состоят и откуда произошли. Любой современный человек, будь он банкиром, наемным менеджером, физиком или водителем, имеет в своей голове некий программный диск, даже если он не читал Августина, Декарта или Канта и вообще не знает, кто это такие. Его сознание тем не менее работает по определенной программе – программе современности.
У западной цивилизации есть некий «мотор», благодаря которому она функционирует. Понятно, что он скрыт и не виден на первый взгляд, так же как в автомобиле мотор скрыт под капотом, и существуют люди, которые прекрасно водят автомобиль, но понятия не имеют, как устроен мотор, и вообще никогда не заглядывали под капот. То, что мы сейчас пытаемся сделать — заглянуть под капот этой машины, увидеть тайные механизмы, скрытую логику, по которой работает западная цивилизация.
И тут надо заметить, что, говоря «Запад», я имею в виду не вообще всё и всех, кто только был и есть на Западе, а некую осевую линию, приведшую к рождению так называемого «современного мира», равно как и сам этот современный мир с его известными трендами — секуляризацией, десакрализацией, механизацией, калькулирующей наукой и техникой, капитализмом, «свободным рынком» и т.д. На Западе было много различных течений и личностей, которые шли вразрез с тем, что называется «современностью». Взять хотя бы течение ренессанса... Или ту же традиционалистскую школу в 20 столетии... Это — тоже Запад, но такой Запад, который противостоит известному нам «Западу» или является нереализованной альтернативой ему. Однако дело в том, что данный тренд победил все альтернативы и стал полностью господствующим как на самом «Западе», так и во всем мире. И вот, сейчас мы пытаемся понять, почему так получилось.
Мы говорили о решающем значении фигуры Смерти в западной версии христианства, об осмыслении мира как некоего черного, испорченного первородным грехом пространства. То есть что тут происходит, в эпоху модерна, «Нового времени», то есть начиная примерно с 17-18 столетий? Общее движение состоит в том, что из самых различных вещей как бы вымывается конкретное содержание, некий костяк — то, что можно назвать «бытием», «жизнью» или «изнанкой». Мир как будто покрывает некая тьма, обрезаются золотые нити смысла, ведущие в небеса. А это значит, что каждая вещь — дерево, яблоко, стол, стул — не имеет никакой основы, не ведет ни к чему; его основа — мрак. Подкладка ковра бытия везде одинаково чёрная. Это выравниваниебытия есть фундаментальный посыл онтологии и логоса Нового времени. Онтологическая двухмерность... Весь мир — это плоское зеркало с черной амальгамой, по поверхности которого гуляют образы, предметы, блики, не затрагивая амальгаму никак. Раньше у каждой вещи, у каждого топоса, времени была своя онтология, свои тонкие лучи, уходящие но «ту» сторону. Теперь все они одинаковы, все они равны, потому что «той стороны» больше нет. «Та сторона» — это черная амальгама зеркала. Так рождается бескачественное пространство и время научной картины мира.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Человек в Исламе
EspiritualВ этом цикле мы будем обсуждать вопросы, касающиеся человека, его жизни и смерти, его структуры и состава. Те вопросы, которые интересуют, в принципе, каждого, даже независимо от того, мусульманин это или нет. Откуда мы произошли? В чем смысл нашей...