Время, день за днем, пробегали мимо Раисы. Вот Нурият научилась переворачиваться. Вот она уже сидит и ползает. Встала на ножки. Раиса могла возиться с ней целый день, обнимая и покрывая поцелуями. Карие глазки дочки, копия отцовских, порой смотрели на маму с недетской серьезностью, и от этого взгляда Раисе хотелось плакать. Раз в несколько месяцев к ним в гости наведывалась мать Идриса, больше для проформы, потому что, посидев полчаса и вручив Раисе тысячу рублей, она быстро покидала дом. Вместе с Мадиной они много раз прикидывали, как бы снять квартиру, но выходило, что нужно ждать, пока маленькой Нурият не исполнится хотя бы два года, чтобы отдать ее в детский сад и чтобы Раиса тоже могла начать работать. А ведь еще оставался техникум, в котором Раиса непременно хотела восстановиться. Так незаметно подошел срок освобождения Идриса.
За день до освобождения он прислал Раисе смс: «Завтра заеду, проведаю дочку».
-Он ее заберет! – запаниковала она, прижимая к себе Нурият, вечно крутившуюся под ногами. – Мадин, что же делать?
-Я же тебе говорила. Ты все тянула-тянула, а теперь мечешься.
-Не попрекай! Что делать-то?
-Да вряд ли он заберет. Он же не зверь – ребенка у матери отнимать. Тем более его мать не очень-то рада всему этому, - ответила Мадина. – Мне кажется, ты напрасно боишься.
-Я ему не доверяю. Он страшно зол на меня.
-Брось, два года прошло уже. Все забылось наверняка.
Раиса покачала головой:
-Мужики никогда не забывают такие вещи!
Она не могла безосновательно отказать Идрису во встрече с дочерью. Ей придется положиться на его порядочность, надеяться, что он и правда не станет забирать у нее малышку. Ночью Раиса долго не засыпала, любуясь дочкой, а потом сделала несколько дополнительных молитв, прося Аллаха, чтобы Он защитил ее от зла бывшего мужа.
На следующий день после обеда раздался стук в ворота, от которого Раиса, мывшая на кухне посуду, содрогнулась всем телом и едва не разбила тарелку, вывалившуюся из рук.
-Я открою, - сказала Мадина, видя состояние подруги.
В окно Раиса видела, как она открыла калитку, через которую вошел Идрис. Он несильно изменился, лишь немного похудел. Лицо его было все также привлекательно, но Раиса уже «перегорела» за эти два года. И если бы он сейчас предложил ей вернуться? Может, она бы и вернулась, ради дочки, только от прежних ярких чувств не осталось и следа. Мадина жестом пригласила его пройти в дом.
Нурият, услышав звук открывающейся двери, наперегонки с Мухаммадом побежала в коридор. Раиса вышла следом.
-Кто там? Кто там? – детским голоском повторяла девочка.
-К нам гости, - важно сообщал ей Мухаммад.
Смело подбежав к Идрису, Нурият запрокинула головку и во все глаза смотрела на отца.
-Дядя? – поинтересовалась она.
-Не дядя, а папа! – Идрис бережно поднял ее на руки. – Скажи «папа».
-Папа, - послушно повторила Нурият.
Идрис прижал ее к груди и стоял так с минуту, пока привыкшая к постоянному движению, Нурият не заерзала у него на руках и не захныкала, показывая на пол.
-А меня? – Мухаммад уже был тут как тут, и Идрис охотно поднял на руки и его. Раиса с трудом сдержала слезу умиления – видно было, что он очень любит детей. Она боялась его о чем-либо расспрашивать, и он не сказал ей ни слова. Мадина предложила ему пройти в комнату, но он отказался.
-Ты соберешь ее вещи? – обратился он, наконец, к Раисе.
-Зачем? – спросила она, хотя вопрос был риторический.
-Я забираю ее в село, я же предупреждал.
-Ты не можешь ее забрать! – воскликнула Раиса. – Она еще мала, она привязана ко мне.
-Да брось ты, кто ребенка кормит, того он и любит.
-Она всегда плачет без меня. Ты хочешь, чтобы у нее была истерика?
-Не волнуйся, я смогу ее утешить. И потом, это ненадолго. Я вернусь в Махачкалу, и ты сможешь ее навещать, - Идрис был непоколебим и начинал нервничать. Раиса чувствовала себя совершенно беспомощной. Почувствовав тревогу мамы, Нурият подбежала к ней и протянула ручки. Раиса сразу взяла ее, и девочка обвила ее шею руками, спрятав лицо в волосах.
-Короче, я сегодня еще в городе. Завтра с утра заеду, приготовишь ее, - «смилостивился» Идрис. - Я не собираюсь оставлять ее на твоем попечении. Сейчас она плачет, а потом скажет спасибо.
Раиса хотела было возразить, что и завтра не собирается отдавать дочь, но почувствовала, как Мадина щипнула ее за руку, и промолчала. Идрис вышел, Мадина пошла закрыть за ним калитку. Когда она вернулась, Раиса была уже вся в слезах.
-Что мне делать? Он ее заберет! Он ее украдет или отнимет!
-Тише, успокойся. Пошли положим детей, я кое-что придумала.
Они поднялись на мансарду. Всхлипывая, Раиса раздела Нурият, оставив на ней лишь футболку, и уложила в кровать, а сама легла рядом.
-Не пачь, мама. Не пачь, - Нурият сонными глазами смотрела на мамины слезинки и вытирала их ладошкой, пока ее не сморил сон. Мадина качала сына на подушке, положенной на ноги.
-Так что мне делать? – в полголоса спросила Раиса.
-Чапать отсюда. Однозначно.
-Но куда?
-Поедешь в Египет.
-Одна? Ты с ума сошла! Как я доеду? Где я буду жить?
-Не волнуйся, я все обдумала. Там полно наших, не пропадешь. Тебе, конечно, лучше найти сопровождение, потому что ехать надо через Москву.
-А поближе ничего нет?
-Поближе он тебя найдет. А на Камчатке знакомых у меня нет. Сегодня отвезу тебя в одно место, там заночуешь, а я пока поспрашиваю, кто в ближайшее время туда едет.
-А деньги?
-Найдем. Только один момент, - Мадина оглядела Раису с головы до ног. - Тебе придется надеть платок. У меня все знакомые религиозные, и они не очень-то жалуют джахилей. Ты молишься, это хорошо, но, понимаешь ли, есть много бедолаг более религиозных, чем ты, и помогают в первую очередь им.
-Я хоть паранджу надену, если это поможет! – заверила Раиса. – А вдруг туда никто не едет?
-Туда всегда кто-нибудь едет, не волнуйся, - усмехнулась Мадина. - Для дагов Египет – второй дом. Паспорт у тебя есть. Все реально.
-А что я там буду делать-то?
-Пока жить. Потом, конечно, придется учиться или выходить замуж. Вариантов немного, но иного выхода я не вижу. Собирайся, пока твоя спит.
Раиса приступила к сборам, и когда через два часа Нурият проснулась, она была готова к отъезду. Тащить много вещей Раисе не хотелось, она постаралась свои и детские вещи засунуть в одну клетчатую сумку, с которыми обычно ездят челноки. Правда, получился еще один пакет с игрушками, памперсами, кремами и прочей мелочевкой. Мадина вызвала такси.
-Куда мы едем? – спросила Раиса по дороге.
Она то и дело посматривала на свое отражение в зеркале заднего видения. Перед выходом Мадина надела на нее черно-белый хиджаб, состоявший из шапочки и верхней части вроде шапки-шлема, наглухо закрывшей шею и разрез на кофте. Раисе казалось, что она выглядит ужасно, но выбирать не приходилось. «Форму» религиозной мусульманки довершали длинная юбка Мадины из черной джинсы с белой строчкой и черно-белая вязаная кофта.
-К одной знакомой, - загадочно ответила Мадина.
-Послушай, а, может, ты поедешь со мной? Ты же хотела переехать? Будем жить там вместе?
Мадина бросила взгляд за стекло, на проспект имама Шамиля, по которому они проезжали. Махачкалинцы упорно продолжали называть его проспектом Калинина. Лицо ее стало печально.
-Я не уеду из Дагестана. Мое место здесь.
-Да что тут хорошего, - фыркнула Раиса. – Ты на дороги хоть посмотри! По-моему, тут нечего делать.
-Не спорю, - отозвалась Мадина. – Но кто-то должен исправлять ситуацию.
-Ага. Мага уже доисправлялся. Ты тоже этого хочешь?
Мадина ничего не ответила, зарывшись лицом в волосы Мухаммада, сидевшего у нее на коленях.
Таксист, следуя указаниям Мадины, завез их в дебри поселка Семедер, сплошь состоявшего из частых домов. Дома тут строили исключительно новые, из-за заборов выглядывали целые замки с башенками и красивыми балконами. При всем архитектурном разнообразии человеку пришлому легко было заблудиться среди этих построек и улиц, названия которых никто не знал. Раиса отметила удачный выбор Мадины в плане побега – Идрис ни за что ее не найдет. Если только, по роковому стечению обстоятельств, не окажется, что он ночует в соседнем доме. После того случая, когда Раджаб разрушил ее семью, Раиса не сомневалась, что в жизни возможны любые совпадения.
Машина остановилась около высоких зеленых ворот с золотым узором. Девушки расплатились и вышли. Дети, измученные непривычно долгой дорогой, с гомоном суетились между ними, мешая идти. Мадина, не стучась, открыла ворота, за которыми оказался просторный двор, вымощенный бело-зеленой плиткой. Ближе к забору плитка заканчивалась, и начинались небольшие клумбы с разнообразными цветами. В глубине двора стоял простой одноэтажный домик из красного кирпича, рядом располагалась летняя кухня. У плиты спиной к гостям стояла женщина в платке и длинном штапельном платье. Когда она обернулась, Раиса удивленно воскликнула.
-Зайнаб!
Зайнаб улыбнулась и поспешила им навстречу. Это была та самая Зайнаб, молчаливая уборщица из «Восточного квартала», вечно глядевшая в свой телефон. Раиса никогда не обращала на нее внимания и, возможно, не узнала бы в толпе. Они едва перекинулись парой фраз за все время совместной работы, и она показалась Раисе очень замкнутым человеком. А тут она цвела улыбкой и гостеприимством. Раисе подумалось, что, скорее всего, дело в хиджабе, покрывавшем сегодня ее голову. Видимо, Зайнаб была из тех, кто улыбается только «своим», других считая вторым сортом и топливом для адского пламени.
-Машаллах! Альхамдулиллях! Ты закрылась, вот бы никогда не подумала! – быстро заговорила Зайнаб, целуя подруг и пожимая им руки. – А это твоя, да? Машаллах, какая красавица.
Зайнаб положила на голову Нурият ладонь и пробормотала молитву от сглаза. Мухаммад потянул Мадину за платье:
-Мам. Там конфета. Можно?
-На него, на него! – Зайнаб потрепала малыша по щеке, оставив на нежной коже красный след. – Иди бери, золотой! Кушай на здоровье.
«О-оу!» - раздался знакомый звук аськи где-то в районе плиты. Раиса не могла сдержать улыбку. Зайнаб виновато развела руками и поспешила к трубке.
-Проходите, проходите! – поманила она их к накрытому столу.
-Я не знала, что ты с ней дружишь, - прошептала Раиса Мадине.
-Ну, не то, чтобы дружу, - ответила та. – Общаемся нет-нет. Просто все знакомые с родителями живут или со свекрами. А у нее свой домик.
-И она из Семендера тащилась в «Квартал»?
-Нет, это сын недавно построил. Хотел себе с женой, но потом она сюда попросилась, а им квартиру оставила. Она тут одна, так что можешь спокойно располагаться.
-А в «Квартале» больше не работает, да?
-Ну да, ехать далеко. Она тут где-то ходит иногда по дому помогает, к каким-то бобрам.
Зайнаб тем временем разлила по тарелкам борщ с жирными кусками мяса. Дети, успевшие съесть по паре конфет, на суп смотрели с тоской.
-Вы кушайте, я ими займусь, - в свойственной для гостеприимных хозяев манере предложила Зайнаб.
Она устроила Мухаммада рядом на стуле, а Нурият взяла на руки и начала кормить их из одной тарелки по очереди. Раиса и Мадина тоже принялись за еду.
-С хлебом кушай, с хлебом, - Зайнаб то и дело пыталась вставить в рот Мухаммаду кусок «кирпича».
-Оставь его, он не любит, - сказала Мадина. – И вообще хлеб вредно есть. Особенно белый.
-Как это вредно? Ты что? – возмутилась Зайнаб. – В хлебе вся сила и есть! Как же без хлеба-то кушать?
-Наш Пророк за всю жизнь не наелся досыта белого хлеба, - назидательно сообщила Мадина. – И сподвижники его не ели, ели только грубый хлеб, иногда даже мешали муку с золой.
-Да? – Зайнаб задумалась. Сообщение об отношении Пророка Мухаммада к хлебу заставило ее задуматься, видимо, только его пример был для нее убедителен.
-Так что у вас там случилось? – спросила она, когда с супом было покончено, дети отправились исследовать двор, а в чашках дымился свежезаваренный фруктовый чай.
-Сложная ситуация, - начала Мадина, бросив на Раису предупреждающий взгляд. – Ей муж дал развод и теперь хочет забрать ребенка. По шариату он не имеет на это права, тем более он джахиль, а она соблюдающая мусульманка. Сегодня он приходил, грозил, что завтра отнимет. Ты же знаешь, наши не будут разбираться, что говорит шариат. Мужик сказал, что забирает, значит забирает. Ее родня тоже заступаться не будет.
-Скотина! – в чувствах воскликнула Зайнаб. – И что же делать?
-Я хочу отправить ее в Египет. Девочка уже большая. Еще немного, и можно будет там ее отдать в садик, а сама она пойдет учиться.
-Да, это дельная мысль, - кивнула Зайнаб. – А может, замуж ее?
Мадина скрыла улыбку.
-Можно будет. Просто времени нет особо, мужа искать.
-Чего же искать-то? У сына есть пара нормальных братьев неженатых.
-Зачем нормальному брату создавать головную боль с ее бывшим, - возразила Мадина. – Лучше пусть пока уедет, спрячется, а там тоже нормальных хватает.
Зайнаб задумчиво глядела на Раису.
-Никогда бы не подумала, что ты закроешься. Хвала Аллаху, что Он открыл твое сердце. Так. Что требуется от меня?
-Срочно найти ей провожатого. И деньги на дорогу. Это действительно срочно, ее бывший не дурак, скоро ей будет не выбраться за пределы республики. Тем более, у него вроде связи есть в органах.
-Кафирские органы! – махнула рукой Зайнаб. – Аллах закроет им глаза, вот увидите. Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха! Кто едет, я, кажется, знаю. А насчет денег сейчас уточню.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Восточный квартал: Повесть о дагестанской девушке.
RomanceИстория не моя. Очень понравилась, вот и решила ее выложить сюда.