14 АВГУСТА 1971 ГОД НАШЕЙ ЭРЫ, СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
14 августа 1971 года команда исследователей, возглавляемая доктором Филиппом Зимбардо, провела эксперимент благодаря гранту, полученному от исследовательского института Военно-морского Министерства Соединённых Штатов Америки, Бюро Военно-морских Исследований (БВИ). Запланированная продолжительность эксперимента составляла две недели. Его целью был сбор базовой информации о проблемах в тюрьмах для Морской Пехоты, с которыми также сталкивался и сам флот.
Участниками этого эксперимента стали самые обычные студенты, обладавшие крепким здоровьем и психологической устойчивостью. Однако, во второй день команда столкнулась с серьёзной этической проблемой.
Те, кому были присуждены роли стражи, не только вербально оскорбляли и унижали тех, кому были присуждены роли заключённых, несмотря на то, что подобные поступки были запрещены, но ещё и совершали акты физического насилия, которые со временем даже стали превалировать. И в результате команда принудительно прекратила испытания, спустя всего шесть дней после его начала.
Позже это стало известно как Стэнфордский Тюремный Эксперимент. Что иронично — несмотря на все опасности, вызванные сомнительной моральной стороной этого проекта, результаты были переполнены информацией, крайне полезной для области психологии. Вместе со своим предшественником, Экспериментом Милгрэма[4], Стэнфордский Тюремный Эксперимент продемонстрировал всем некоторые фундаментальные принципы природы человека.
В изолированном пространстве индивиды будут подчиняться силе и авторитету, а те, кому достанется доминирующая роль, будут пожинать её плоды безо всяких ограничений. Анализ этого феномена, также известного как «подчинение авторитету», дал шокирующие результаты. Удивительно, но почтение и уважение никак не были связаны с умственными способностями, восприимчивостью или личностью человека, но являлись всего лишь продуктом крайне сильной деиндивидуализации[5], вызванной распределением ролей.
Иначе говоря, два эти эксперимента продемонстрировали, что человеческое поведение зависит от окружения. Грубо говоря, результаты показали, что абсолютно каждый мог бы стать надзирателем в Освенциме, несмотря на то, каким характером и какими моральными принципами он обладал[6].