Обезьянка, давай дружить!
Как не трогать чужие бананы
Мысленно перенесемся на тысячи лет назад и представим далеких предков. Людьми их называть еще рано, но и от своих родственников - приматов - они уже сильно отличаются. Как вы думаете, была ли у них острая потребность организовывать свою жизнь, планировать будущее и ставить цели?
Я в этом сомневаюсь. Соцсетей тогда еще не было, так что мысли наших предшественников были заняты только одним: вопросом выживания. Причем выживания не долгосрочного, а в рамках одного дня. Древние люди прекрасно понимали, что завтра для них может и не наступить, а потому пытались извлечь максимум из всего сегодня.
Поведением предков полностью управляла «внутренняя обезьянка». Правила обезьянок предельно просты. Увидела банан - съела. Увидела гроздь бананов - тоже съела или, по крайней мере, постаралась. Кто знает, когда такая находка будет в следующий раз.
Кстати, именно поэтому психологически трудно оставлять еду на тарелке. Помните, в первой части книги мы даже придумали специальный «пробуждающий» вопрос для этой ситуации?
Большая часть обезьяньих действий направлена на удовлетворение сиюминутных потребностей и желаний. Не так уж важно, что нет запаса еды на завтра. Завтра будет завтра, если вообще будет (помните, как Воланд в «Мастере и Маргарите» рассуждает о «внезапной смертности человека»).
Шло время. Древние люди начали больше общаться и взаимодействовать, объединяться в племена и создавать поселения. Стало ясно, что принципы, по которым они жили раньше, уже не работают. Больше нельзя просто взять и съесть то, что попадется под руку. Бананы могут оказаться едой соседа.
Назрела потребность в самоконтроле и обдумывании, планировании действий. В людях начал зарождаться «внутренний профессор» - рациональная часть, способная пресечь импульсивные порывы и уберечь от неприятных последствий недальновидных поступков.
Моя зарисовка про древних людей, конечно, не претендует на научную или историческую достоверность. Это просто иллюстрация, которая объясняет процессы внутри нас. Более того, я нисколько не пытаюсь приписать себе авторство идеи о внутренних персонажах. В той или иной степени эта концепция занимала умы многих представителей человечества.
Так, австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд выделял в психике человека три составляющих: оно, я и сверх-я. Основоположник теории трансакционного анализа Эрик Берн считал, что сознание - композиция трех состояний: родитель, взрослый и ребенок.
Нобелевский лауреат по экономике Даниэль Канеман описал два режима работы человеческого мышления: Систему 1 и Систему 2. В современной нейрофизиологии принято условное деление мозга на три части: рептильный мозг, мозг млекопитающего и мозг человека - неокортекс.
Теперь, когда вы убедились, что идея об обезьянке и профессоре возникла не на пустом месте, давайте поближе познакомимся с нашими внутренними персонажами.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Будет сделано!
RandomКнига Н.Маклахова, которая подскажет, как побороть лень и прокрастинацию 📚