Простой для понимания, но невероятно важный принцип: обезьянка всегда стремится к мгновенным, видимым результатам и немедленной отдаче от любых своих действий.
Логика этого принципа следующая: обезьянка живет только одним днем, в вечном состоянии «здесь и сейчас». Значит, если она не наблюдает отдачи от вложения сил в какое-то занятие на коротком промежутке времени, то вполне разумно предполагает, что этой отдачи не будет и дальше.
А если видимой отдачи нет и не намечается, продолжать работу - пустая трата энергии. С учетом того, что обезьянка не любит напрягаться без повода, занятие очень быстро сойдет на нет.
Профессор может сколько угодно убеждать обезьянку, что некоторые действия - это зерна, которые в будущем дадут отменный урожай. Бесполезно! Она ни за что не поверит. А если и поверит, какой ей от этого толк? Она все равно не сможет насладиться плодами своей работы.
Ранее мы с вами уже пришли к выводу, что нужно выстраивать свою жизнь и работу таким образом, чтобы обезьянке было комфортно. Давайте и тут попробуем пойти ей навстречу и подумаем, как обеспечить немедленные вознаграждения за любые обезьяньи действия.
Ситуация осложняется тем, что многие действия и практики по своей природе не предполагают быстрой отдачи. Мы можем провести три часа в тренажерном зале, но все, что получим в результате такого марафона, - это нестерпимая боль в мышцах. Не очень-то похоже на вознаграждение, правда?
Нужно больше галочек!
Обезьянка не станет возражать, если вознаграждение будет связано не с самим действием, а с сопутствующими «процедурами». В этом первый ключ к сундуку мгновенных результатов.
Если вы хоть раз составляли список задач на день, должны быть знакомы с удовольствием, которое возникает, когда мы вычеркиваем выполненную задачу. Казалось бы, какой пустяк - поставить галочку! Однако это действие заряжено энергией проделанной работы, и обезьянка воспринимает его как самую настоящую награду.
Похожего эффекта можно добиться, если вести учет практики в специальной таблице или приложении. В этом случае обезьянка тоже будет искренне радоваться каждой поставленной галочке. Конечно, она по-прежнему не сможет оценить, каким образом ее действия влияют на общую картину. Но, по крайней мере, теперь ей отлично видно, что каждый шаг добавляет монетку в общую копилку привычки.
Существует великое множество таблиц, трекеров и приложений для учета привычек. Если вы любите работать с ручкой и бумагой, обратите внимание на шаблоны с сайта 365done.ru, или достигаторы, - карты-раскраски, придуманные Натальей Бабаевой. Если предпочитаете иметь дело с компьютером, вам подойдут обычные электронные таблицы Google.Docs или специальный сервис HWYD.me . Если много времени проводите с iPhone, протестируйте приложение Momentum. А если у вас Android, попробуйте HabitBull.
Закрой свой гештальт
Однажды начинающий артист жанра стендап спросил у более опытного коллеги Джерри Сайнфелда, как стать таким же крутым. Джерри к тому моменту уже входил в топ-100 комиков всех времен и играл главные роли в популярных комедийных телесериалах.
Он сказал молодому человеку, что единственный способ добиться успеха - придумывать хорошие шутки, а для этого нужно писать заготовки каждый день. «Купи большой настенный календарь на весь год и повесь его на видном месте, - посоветовал Джерри. - Еще приобрети "волшебный" маркер. Каждый день придумывай и записывай новую шутку, а после этого ставь маркером большой красный крест в календаре. И запомни: никогда не прерывай цепь».
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Будет сделано!
LosoweКнига Н.Маклахова, которая подскажет, как побороть лень и прокрастинацию 📚