Первый сценарий: спокойный
Классический пример - обучение игре на музыкальных инструментах. Из меня родители никогда не стремились вырастить великого музыканта, а вот моей старшей сестре повезло меньше. Все ее детство прошло за синтезатором. Нравилось ли ей заниматься музыкой? Нет. Но ее никто и не спрашивал.
Сестра занималась достаточно долго и даже могла похвастаться приличными успехами. Правда, они достигались исключительно за счет «кнута», о «прянике» она могла только мечтать. В какой-то момент занятия сошли на нет. С тех пор прошло уже много-много лет. Синтезатор теперь пылится в кладовке, сестра не играет на нем даже по праздникам.
Это первый, причем довольно безобидный, сценарий. Родители ослабили контроль, и занятия сразу прекратились. Если работает только внешняя мотивация (в нашем случае - принуждение со стороны родителей), то, как только она исчезает, сразу же заканчиваются и действия.
Второй сценарий: срыв
Второй сценарий не такой спокойный. Рассмотрим его через призму обезьянки и профессора. Представьте, что каждый акт принуждения - удар кнутом по обезьянке. Разумеется, это не улучшает ее настроения.
С каждым новым ударом в ней постепенно накапливаются злость и раздражение. В какой-то момент эти чувства вырываются на свободу, и перед нами уже не милая обезьянка, а разъяренная горилла, которая готова крушить все на своем пути. Наступает состояние, которое в простонародье называется срывом.
Что-то чересчур кровавую и жестокую картинку я нарисовал. Попробую еще раз. Применяя силовой подход по отношению к обезьянке, мы будто бы сажаем ее в клетку и удерживаем там против воли. Она, конечно, пытается вырваться, поэтому у входа в клетку дежурит профессор и держит дверь.
На борьбу уходит масса энергии. Как мы помним, выносливостью профессор похвастаться не может. Рано или поздно его силы заканчиваются, он покидает свой пост и отправляется на отдых. В этот момент обезьянка вырывается на свободу и пускается во все тяжкие.
В таком состоянии она преследует только одну цель - отомстить. Обезьянка сделает все, что сможет, назло своему надсмотрщику. Хотели ограничить ее в пончиках и заставляли есть пресную брокколи? Теперь готовьтесь! Она съест три коробки сладостей за один присест, вы и оглянуться не успеете.
Вынуждали тратить время на спорт - музыку - изучение языка? Получите стойкое отвращение к этим занятиям на много месяцев вперед. Кстати, этот эффект я испытываю до сих пор на себе. Когда я жил в Таиланде и придерживался строгой веганской диеты, мой рацион по большей части состоял из фруктов и овощей. С той поры прошло несколько лет, я смягчил правила питания, но любовь к фруктам не вернулась до сих пор.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Будет сделано!
De TodoКнига Н.Маклахова, которая подскажет, как побороть лень и прокрастинацию 📚