*************

2.6K 74 3
                                    

  Такой зимы еще не видел свет. Если люди во дворце не могли согреться и вдоволь наестся, то что говорить об остальных.
Недовольство Османом росло. Он не только разгневал Бога, убив брата, но не останавливался на своем пути. Осман женился на дочери дочери шейх-уль-ислама Хаджи Мехмеда Эссадулахха-эфенди - Акиле Султан, чем вызвал еще бурю негодования. Он самостоятельно принимал решения и осуществлял полицейские осмотры Стамбула, будучи переодетым. Осман замыслил ряд реформ. Он собирался создать новую армию из тюркского населения Анатолии и Северной Сирии, чтобы заменить ей склонных к мятежам янычар. Ходили слухи, что он даже начал набор новичков, а так же хотел перенести столицу государства в Азию.
Неудивительно, что янычары были недовольны его политикой, а это к хорошему привести не могло.
Янычары - основная сила нашего государства. А если недовольны они, то им рты не так просто заткнуть, как обычным людям. Своим недовольством они могут вызвать бунты, но Османа будто ничто не смущало. Он был Султаном, тенью Бога на Земле, разве, его желания не желания Бога? Разве, можно ему противостоять?
Все должно было быть выполнено безоговорочно, ведь он Падишах, но кажется Осман забывал, что он не единственный наследник. Ведь, когда наследников много, несложно неугодного заменить другим.

Мы с Мустафой все так же были в кафесе и не думали больше о прогулках, мы не могли согреться во дворце, хотя одели на себя все, что можно было одеть. Что уж говорить о том, чтобы высунуть нос за дверь?
Я грела свои руки, как услышала звук открываемой двери. На пороге стояла Кесем Султан. И я справившись с удивлением, быстро поклонилась ей.

- Султанша, добро пожаловать. Что заставило Вас сюда прийти? Надеюсь, Вы с добрыми вестями. - быстро протараторила я, умирая от любопытства и волнения.

Жестом она дала мне знак выйти, и я последовала за ней, гадая, что могло произойти.
Она вытянула руку, передав письмо. Я открыла его и непонимающе уставилась на свой же собственный почерк. Я подняла голову, желая задать вопрос , но Кесем заговорили первой.

- Ты пыталась меня предупредить, но я не успела.

Она замолкла, разглядывая драгоценные кольца на руках.

- Мехмед мертв, и это уже нельзя исправить.

И вновь замолчала.
Я внимательно следила за ней, отмечая ее грустное и тревожные состояние.

- Вы боитесь? - задала вопрос я, а она посмотрела на меня сердито, но потом отвела взгляд, смягчившись и не решаясь отрицать правду.

Видимо, она почувствовала во мне друга.

- В 1478 году Мехмет II Фатих Завоеватель ввёл закон "О престолонаследии", второе более распространённое название закон "О братоубийстве". Закон гласил: "Любой человек, который посмеет посягнуть на султанский трон, должен быть немедленно казнён. Даже, если трон пожелает занять мой брат. Следовательно, тот наследник, кто станет султаном, должен немедленно казнить своих братьев для сохранения порядка." Свой закон Мехмед II ввёл уже в конце правления. Он должен был послужить наследникам Мехмеда II надёжной защитой от претендентов на трон, недовольных властью оппонентов, в первую очередь от родных и сводных братьев правящего султана, которые могли в открытую выступить против Падишаха и поднять бунт. Для предотвращения подобных беспорядков братьев надлежало казнить сразу после восшествия нового султана на трон, в независимости от того, посягали они на трон, или нет. Это было очень просто сделать, поскольку невозможно было отрицать, что хотя бы раз в жизни законные шехзаде не помышляли о троне. Да и, стоит отметить, междоусобицы не давали государству развиваться, каждый пытался перетянуть власть на свою сторону, постоянные бунты, недовольства. И тогда Фатих Завоеватель решился на такой шаг - убить родных братьев. Уверена, что это решение не далось ему легко, но это много говорит о нем, как о человеке. Он решился убить братьев, чтобы ничто не бросало тень на его власть.   Когда есть один наследник, то никто не сможет его заменить другим, все покоряются. Так же он решил придерживаться схемы одна наложница - один сын. И тут его логика нам понятна. Если будет много братьев от одной матери, то та пощадит своих детей, будет оговаривать от братоубийства, но если это ребенок соперницы, то тут жалость отступала, оставался один расчет. Братья от разных матерей зачастую с детства недолюбливали друг друга, от того и легче было убить противника. Время шло, законы менялись. Когда я пришла, то отговорила Ахмеда убивать Мустафу, просила завершить эти варварские традиции, и он меня послушал. Я делала все, чтобы братья жили в мире, чтобы один не убивал другого. Я думала, я смогла. - ее голос задрожал, это был единственный момент, где было заметно, что этот рассказ дается ей нелегко. - Но Осман... Осман все снова возобновил. Потому что его наследники, его законные сыновья погибли еще совсем маленькими, а завести новых не получалось. Он побоялся потерять свою власть и поэтому покусился на брата, ведь тот был уже не мал, а страх, что тот займет его место был велик. Он не прошел испытание властью, погубил брата, теперь ни один Шехзаде не может жить спокойно, а я так мечтала о мире, где братья Султана не были бы в опасности, где брат не покушался бы на брата, на его власть, но все люди разные, и свои принципы, мысли, я не могу вбить другим, как бы ни пыталась. 


Я впервые видела ее такой расстроенной. Ее план провалился.

- Вы не смогли спасти Мехмеда, но не поздно спасти остальных. Не отпускайте руки. Все-таки от тысячелетних законов сразу не отказываются. К этому не сразу пришли и не сразу от этого отступятся, главное - первые шаги к отступлению уже сделаны. Надеюсь, жертв станет меньше, придет время, и Шехзаде смогут жить спокойно, и наше государство зацветет. Но это выглядит слишком идеально. Как Вы заметили, не у всех людей бывают порядочные мысли. Иногда брат вынуждает убить брата.

Она печально кивнула.

- Я бы поняла поступок Османа, если бы Мехмед был бы, действительно, в чем-то виноват, если бы тот решился убрать брата, но на это даже не было намека. Осман убил брата из-за страха потерять свое место, это можно оправдать?

Казалось, она говорила сама с собой. Вслух. И этот вопрос не требовал ответа.
Убил брата Осман, а несла по нему бремя Кесем.

- Я рада, что у меня есть такой человек, как ты во дворце, Мехнура. - резко перевела она тему на меня, не желая больше откровенничать, даже весь вид ее переменился, и передо мной была снова стальная женщина, которой, словно было все не по чем. - Мне нужен кто-то, кто будет доставлять новости мне. Кто-то, на кого я могу положиться здесь.

Мне был понятен ход ее мыслей.

- Вы можете положиться на меня, Госпожа.

- Передавай все Юнусу. - она указала на стражника. - Он мигом передаст все мне.

Я кивнула. Значит Юнус тоже был человеком Кесем.

- Это малая часть, что я могу для Вас сделать. - я снова поклонилась ей, а затем не сдержалась и вымолвила. - Пожалуйста, не расстраивайтесь, все будет хорошо.

На ее лице появилась слабая улыбка.

- Я тоже на это надеюсь.

*************  

"Капкан."Место, где живут истории. Откройте их для себя