Размышление - одна из прекрасных сунн нашего Любимца (мир ему и благословение). Способность размышлять, видеть, открывать, исследовать, сравнивать и понимать – это великая милость Всевышнего. Благодаря этому человек развивается и постигает Всевышнего.
Простой пример с едой: каждый из нас любит покушать. Но подумайте, какой долгий путь проделывает один кусок пищи, пока у нас появится возможность его съесть: хлеб может быть привезён из других городов, пшеница, из которой смололи муку для хлеба, возможно, росла далеко. Подумайте, как Аллах поливал эти поля, как росла пшеница, сколько людей и техники учувствовало в посеве, сборе урожая, в его перевозке и т.д. В одном кусочке еды, который мы кладём в рот, могут содержаться продукты из 5-6 областей Земли.
Подумав об этом, представьте, как пища растворяется в организме человека, как Всевышний Аллах распределяет её среди миллиарда клеток, и мы этого не ощущаем, мы всего лишь покупаем и едим, всеми процессами до этого и после управляет Всевышний. Если поразмыслить над всем этим, то начинаешь понимать слова Всевышнего:
وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَة اللَّه لَا تُحْصُوهَا
«…А если вы будете вести счёт милости, которую Аллах оказал вам, то вы не сочтёте её, поскольку она безгранична…» Коран, 14:34.
Мы приходим к большим результатам, размышляя над такими, казалось бы, простыми вещами. Всевышний сотворил всю эту Вселенную, и она является дверью к познанию Всевышнего, изучая окружающий мир, мы познаём Аллаха.
Сподвижники говорили, что Пророк (мир ему и благословение) подолгу размышлял, он часто соблюдал молчание, был в спокойном состоянии, которое способствует размышлению. Человеку необходимо находиться в спокойном состоянии. Наша сегодняшняя жизнь так скоротечна, что мы лишаем себя возможности сесть и задуматься. Человек встаёт, занимается своими делами, кушает, пьёт, приходит домой, ложиться спать – стремительно бежит время. Мы не оставляем себе шанса задуматься, освободить разум для раздумий. Наш разум нуждается во времени для размышления, как тело нуждается в отдыхе.
Кто-то может произносить «СубханаЛлах», перебирая чётки, но иногда эти слова приобретают определённую силу. Когда чувствуется особая сила в слове «СубханаЛлах», когда они произносятся со всей душой? Тогда, когда человек созерцает творение Всевышнего, когда видит что-то удивительное, что приводит его к размышлению.