Обыкновенно лик Робеспьера ничего не выражал. Он был крайне сдержан на эмоции, но сегодня его миниатюрное лицо было по-кошачьи довольным. Такое выражение он не мог снять с себя даже с большими усилиями, ведь все шло по плану, да!
«Корде не сможет бегать от меня вечно. Однажды я достану его,» — говорил Робеспьер себе каждый день с тех пор как Арно сбежал из Консьержери и укрылся в Марселе.
И вот: Марсель был взят и опозорен; союзники Арно оттуда — казнены. Последовало небольшое затишье в успехах Робеспьера, но наконец они все снова возобновились с ещё большей силой: выяснилось о многих союзниках Корде; эти союзники, как и Дантон, Демулен, дантонисты и даже Лавуазье были арестованы; место, где прятался беглец, стало известно, и туда был подослан шпион. Что может быть лучше!
Париж негодовал, как Дантон, голос Революции, и Демулен, призвавший народ к походу на Бастилию, могли оказаться перед судом, но теперь никто не сомневался в окончательной победе террора и Якобинского режима.
Во время суда перед Революционным трибуналом Дантон и Демулен не могли сдержать грустных улыбок: Дантон этот трибунал основал, а Демулен сделал Фукье-Тенвиля лицом Трибунала, тем, кем он был сейчас. До чего иронично!
Камиля спросили сколько ему лет, на что он ответил:
— Я в том же возрасте, в каком умер и воскрес Иисус. Мне тридцать три года.
Человек, который в начале революции требовал отмены религии, теперь говорил о Христе.
У Дантона спросили об имени и месте жительства. Он с гордостью заявил:
— Моим жилищем скоро будет ничто; имя же мое вы найдете в пантеоне истории. Народ всегда будет с уважением относиться к моей голове, пусть даже она падет под топором палача.
Обвиняемых в тот день было четырнадцать человек, так что приговор не был вынесен сразу. Через несколько часов доклада заседание было закрыто, а Луше постучал в старый дом на окраине Баньоле. Дверь открыл полуслепой старик Дидье.
Луше предпринял попытку заглянуть в дом, но с порога казалось, будто он был пуст. Только худощавый десятилетний мальчик с веснушками стоял позади и удивлённо смотрел на гостя.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Марсельеза
Исторические романыДействие книги разворачивается в Париже в годы Великой Французской революции. Воинственная Марселетт из кордельеров давно мечтает о свободной Франции, а капитан Руже де Лиль - о Марселетт, но его чувства остаются без ответа: Марселетт уже влюблена в...