Вообразите: вы спускаетесь в подвал своего дома и с ужасом обнаруживаете, что он заполонен человеческими костями. Черепа, ключицы, лучевые кости, рассыпанные фаланги пальцев — здесь все части человеческого скелета, беспорядочно разбросанные, потому что мертвецы пролежали под землёй уже более трёх веков.
Причина этого происшествия увивается своими корнями глубоко в Средневековье. Если римляне могли устроить кладбище только в черте города, то средневековому человеку христианский обычай велит хоронить невинных исключительно на территории церкви. Так и делали: на семи тысячах квадратных метрах кладбища Невинных хоронили прихожан из девятнадцати церквей. С приходом бубонной чумы кладбище пополнилось пятидесятью тысячами трупов, а в 1572 оно вместило в себя и жертв Варфоломеевской ночи, так что к 1780 году трупов на кладбище Невинных стало так много, — в одной могиле на разной глубине могло находиться до 1500 останков — что кладбище источало страшнейшее зловоние, стало рассадником инфекций, а кости иной раз сыпались в подвалы близлежащих домов, потому что стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице де ля Лянжри, обрушилась.
Когда терпеть это стало невыносимо, вспомнили о римских каменоломнях, которые ещё в Средневековье использовались для добывания известняка, нужного при постройке зданий на левом берегу Сены. Разумеется, изначально камень добывался за пределами города, но Париж расширялся с годами, и вскоре дома стали строить над опустошенными каменоломнями, так что запутанный лабиринт тоннелей оказался под улицами города. Ни к чему хорошему это привести не могло, и в 1774 дома наконец стали обрушиваться в пустоты под городом.
Обе проблемы требовали срочного решения. И обе проблемы могли взаимно уничтожиться. Оставалось лишь посмотреть на подземелья Рима...
Итак, по приказу лейтенанта полиции шесть миллионов трупов с восемнадцати кладбищ и трехсот культовых мест города — два миллиона скелетов из которых с кладбища Невинных — были перенесены под мрачные своды катакомб. На это потребовалось пятнадцать месяцев. Каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, дезинфицировали, обрабатывали их и затем симметрично укладывали в тоннелях, укрепляя его потолок и предупреждая новые обрушения.
Над входом повесили эпитафию поэта Жака Делиля:
Arrête! C'est ici l'empire de la mort. [1]
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Марсельеза
Исторические романыДействие книги разворачивается в Париже в годы Великой Французской революции. Воинственная Марселетт из кордельеров давно мечтает о свободной Франции, а капитан Руже де Лиль - о Марселетт, но его чувства остаются без ответа: Марселетт уже влюблена в...