Мы были готовы стать преступниками, чтобы миром правили невинные.
— Альбер КамюБЫЛ ЛИ РОБЕСПЬЕР ТИРАНОМ?
Тиран (гр. – деспот) — качественная характеристика человека, использующего свое положение, власть для подавления человека, насилия над ним, жестокого обращения в целях извлечения выгод. Тиранами, как правило, делаются люди от природы злые, дурно воспитанные, со слабо развитыми духовно-нравственными качествами личности и чаще с сильной волей. Попадая в условия неограниченной власти они легко становятся тщеславными, гордыми, жестокими, грубыми. Подавляя чужое «я», унижая нуждающегося, им же ограбленного человека, тираны испытывают удовлетворение. Они чаще всего привлекают к себе людей льстивых, подхалимов, корыстных и эгоистичных, т.е. таких же бездуховных, как и сами, и отталкивают честных, правдивых, умных, с личным достоинством. Склонность к тирании может быть замечена еще в детстве, когда ребенку доставляет удовольствие мучить животных, например. Это качество можно предусмотреть и через специально организованное воспитание сдержать его развитие.
Синонимы: авторитарист, деспот, диктатор, мучитель, правитель, сатрап, угнетатель
Так был ли Робеспьер тираном? Был ли он от природы злым?
Хотелось бы ответить: да. Но опасность для всех нас состоит в том, что: нет, не был.
Легко даже не задумываться о том, как он пришёл к такому концу; легко просто тешить себя тем, что он делал эти страшные вещи потому, что чужие страдания приносили ему удовольствие, но нужно знать, что это было не так. Нужно знать, чтобы самим не стать такими.
Его поступков нельзя оправдать, но их можно объяснить.
Не знаю точно, когда именно, но я это поняла. Я поняла, что не хочу выставлять Робеспьера бесом не потому, что это было не так, а потому, что эта эпопея является не только призывом к гуманности, — vérités cachées, скрытые смыслы своих книг я зачастую раскрываю в процессе их написания — но и предупреждением.
Робеспьер хотел для Франции только добра. Да, в самом деле, здесь нет ни доли сарказма. Он любил её всем сердцем, но потопил ее в крови. Тогда, может быть, нам стоит лишний раз себе напомнить о том, что совершить такие ошибки может каждый человек?
Нельзя видеть только цель. Нужно обращать внимание на средства.
Какой бы хорошей ни была цель, если средства противоречат законам гуманности, результат будет страшен. А за страшный результат всегда приходится платить самую страшную цену.
Делая плохие вещи, нельзя оправдывать себя благими намерениями. Нет, остановитесь! Вы и сами не заметите, как перейдёте черту. Посмотрите на Неподкупного. Он начинал точно так же. И Гитлер, кстати, тоже.
Эдмунд Бёрк сказал о французских революционерах такие слова:
— Они слишком сильно ненавидели пороки и поэтому слишком мало любили людей.
Сначала Робеспьер осуждал Марата, а потом и сам стал рубить головы. Так же и мы, осуждая Робеспьера, можем свернуть со своего пути.
Свободу искупили кровью. В 1790 году население Франции составляло 28 миллионов жителей. Террор и Гражданская война унесли 300 тысяч жизней. Если прибавить к этому числу количество жертв Наполеоновских войн, то с 1793 года по 1794 и с 1803 по 1815 Франция потеряла 2 миллиона человек.
Они так ненавидели пороки, что сами стали ими... От громкого лозунга «Свобода, равенство, братство или смерть» осталась только «смерть».
Dixi.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Марсельеза
Ficción históricaДействие книги разворачивается в Париже в годы Великой Французской революции. Воинственная Марселетт из кордельеров давно мечтает о свободной Франции, а капитан Руже де Лиль - о Марселетт, но его чувства остаются без ответа: Марселетт уже влюблена в...