Вместе с тем наша любопытная птица снова взлетела бы ввысь и отправилась на этот раз в Дё-Совре, где 12 апреля ораторствовал юный Анри де Ларошжаклен:
— Если бы мой отец был здесь, он вдохновил бы вас на большую уверенность, но я почти не знаю вас. Кроме того, против меня играют мои собственные молодость и неопытность; но я уже горю, чтобы достойно командовать вами. Так погоним же врага! Если я пойду вперед — идите за мной, если я отступлю — убейте меня, если я умру — отомстите за меня!
Ему был всего двадцать один год, а он уже вступил в борьбу с государством. Что двигало им? Столь юн и уже столь серьёзен. Вы бы не удивлялись этому, если бы знали его историю.
Итак, 30 августа 1772 года в замке Дюрбельер жена полковника Польского Королевского полка разрешилась от бремени — родился мальчик. Имя он получил такое — Анри дю Вержье, граф де Ларошжаклен.
Анри рос, зная, что его предки принимали участие в крестовых походах, и гордился этим. Он мечтал поскорее поступить на военную службу, и этим напоминал своему отцу его самого, так что в десятилетнем возрасте Анри стал учеником военной школы. Таким образом, в тринадцать лет он уже стал младшим лейтенантом кавалерии и вступил в полк своего отца, где и встретил революцию.
В 1790 году он эмигрировал вместе с отцом, но в 1791 вернулся и поступил офицером в конституционную гвардию Людовика XVI, чтобы защитить короля, а в 1792 Ассамблея распорядилась о роспуске конституционной гвардии.
Впрочем, Анри все равно оставался в Париже по просьбе Людовика, который в случае опасности в любой момент мог призвать своих гвардейцев себе на защиту.
Так король и сделал в день падения монархии. 10 августа 1792 года двадцатилетний Анри отважно сражался на стороне короля и защищал Тюильри вместе со своим преданным товарищем и кузеном, Луи де Лескюром. Оба — и Луи, и Анри — пережили этот страшный день, но все эти кровавые события отразились ранней проседью в их молодых волосах.
После взятия Тюильри с тяжёлым сердцем юные роялисты уехали на родину. Вместо того, чтобы вренуться в свой родовой замок, Анри поселился в Клиссоне у Лескюра. С ужасом и слезами на глазах они встретили известие о казни Людовика XVI и 12 апреля, сегодня, они поднялись, чтобы посадить на трон короля, которого они признавали единственно законным — сына казнённого XVI, восьмилетнего Людовика XVII.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Марсельеза
Tiểu thuyết Lịch sửДействие книги разворачивается в Париже в годы Великой Французской революции. Воинственная Марселетт из кордельеров давно мечтает о свободной Франции, а капитан Руже де Лиль - о Марселетт, но его чувства остаются без ответа: Марселетт уже влюблена в...