Несчастный король попросил три дня, чтобы проститься с семьёй. Ему дали двадцать четыре часа.
В ночь с 20 на 21 января Людовик писал последнее письмо, где просил прощения у своей жены, Марии Антуанетты, за то, что стал причиной ее бед. О, как он любил эту женщину! Как он любил ее!.. Он знал об отношениях жены с Ферзеном, но ничего не мог с этим сделать; он не мог заставить королеву полюбить себя. Его сердце было разбито, но он благодарил Антуанетту хотя бы за то, что она подарила ему детей.
О, бедные дети!
В письме он обращался к своему сыну, восьмилетнему дофину, Людовику XVII, с просьбой не мстить за его смерть.
Составив завещание, остаток ночи король спал. Это был последний сон Людовика XVI. И камердинер удивился тому, как этот сон был спокоен и крепок.
***
Шарль-Анри Сансон, казнивший в апреле несчастного вора Николя Пеллетье, планировал отпраздновать этот день по-семейному. То была годовщина его свадьбы с женой, которой в это время пошел уже шестидесятый год от роду и двадцать девятый год ее жизни замужем, но праздник был безвозвратно испорчен.
Он через столовую пошел в комнату своей жены. В столовой остановился у стола, убранного для семейного праздника: цветы, плоды и разного рода пирожные украшали его и ясно показывали ту заботливость, с которой жена чтила день их свадьбы. Не выходя еще из столовой, Шарль вдруг услышал голоса двух людей, громко звавших к себе на помощь.
Он бросился к ним без промедления, быстро растворил двери и увидел сына вместе с незнакомым молодым человеком. Оба они пытались привести в чувство жену Шарля, которая была в глубоком обмороке.
Оказалось, что этот молодой человек был одним из людей, мечтавших освободить короля. Впрочем, его преданность зашла гораздо далее, чем у других; он желал занять место короля и умереть вместо него, если только ему добудут одежду, похожую на одежду короля, так, чтобы в толпе совершенно незаметно можно было бы ему поменяться местом с королем.
Он пришёл поговорить с Сансоном, но не застал его и пожелал встретиться с сыном. Его ввели в комнату в тот момент, когда сын Сансона разговаривал со своей матерью. С первых слов разговора мужчин она поняла, о чем они толковали, и потеряла сознание.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Марсельеза
Исторические романыДействие книги разворачивается в Париже в годы Великой Французской революции. Воинственная Марселетт из кордельеров давно мечтает о свободной Франции, а капитан Руже де Лиль - о Марселетт, но его чувства остаются без ответа: Марселетт уже влюблена в...