Старый монастырь францисканцев в предместье Сент-Антуан был переполнен народом. Именно здесь собирались кордельеры, именно отсюда они и получили своё название.
Заседание ещё не было начато — тут и там галдели. Впрочем, такими и были все собрания клуба кордельеров — бурные и шумливые — и только полемикой они отличались от собраний якобинцев, у которых дисциплина и организация в целом были очень даже притязательные. Раньше в здании монастыря велись только мирные беседы о нравственности и политике, но по мере приближения революции возрастала горячность неугомонных кордельеров, начинавших когда-то свою деятельность под названием «Друзей прав человека», и ораторы теперь не щадили друг друга. Но здесь люди людей не чурались — вот в чем была ценность. Дистрикт кордельеров своей демократичностью подавал пример всей стране.
Марселетт никогда не бывала на заседаниях якобинского клуба, но многие кордельеры, такие как Жан-Поль Марат и Жак Дантон, участвовали в них и даже влияли на их решения. Якобинцы в свою очередь тоже посещали собрания кордельеров: одним из таких был Арно.
В сопровождении дочери хирурга Марселетт с лёгкой улыбкой на губах шла по залу к своему месту. Как и обещала, она поработала над внешним видом Лолы, и та немедленно преобразилась.
На ней было всё то же нежное платье из парчи бежевого цвета с лёгкими фижмами и белыми кружевами на рукавах, но причёска сильно изменилась. Марселетт заплела волосы Моро в толстую косу, обернула ее вокруг головы, словно ободок, и украсила шёлковой светло-розовой лентой. Теперь шея Лолы казалась длиннее, а сама девушка — стройнее.
Брови дочери хирурга были аккуратно подведены, кожа умеренно напудрена, а щеки — грамотно нарумянены.
Сама Марселетт не пудрила лицо, — ее кожа и без того была по-аристократически бледна — а потому ей не приходилось и обильно красить брови — в отличие от многих женщин того времени, они у неё были достаточно густыми и тёмными сами по себе. Причина, по которой у остальных не наблюдалось того же самого, у кого-то вызывает нервный смех, а у других — выразительное молчание: из-за длительного использования косметики на свинцовой основе брови женщин просто-напросто выпадали. Некоторые в погоне за прежней красотой решались даже на такие радикальные меры как использование искусственных бровей из мышиной шерсти.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Марсельеза
Historical FictionДействие книги разворачивается в Париже в годы Великой Французской революции. Воинственная Марселетт из кордельеров давно мечтает о свободной Франции, а капитан Руже де Лиль - о Марселетт, но его чувства остаются без ответа: Марселетт уже влюблена в...