Дамблдор откинулся на спинку кресла и закрыл глаза. Морщинистые старческие веки вздрагивали, словно у человека, который видит кошмар, но никак не может проснуться.
- Прежде чем я что-нибудь скажу, я должен попросить тебя еще об одной, надеюсь, уже точно последнюю услуге.
Снейп закатил глаза к потолку, тяжело вздохнул.
- Это уже вошло в тебя в привычку. Страшно представить, о какой ЕЩЕ услуге ты можешь меня попросить... после такого.
Директор словно и не услышал его слов.
- Северус, ты знаешь, как высоко я ценю свободу воли, и как я доверяю людям. Я не беру нерушимых обетов - обычно, мне вполне хватает честного слова... за некоторым исключением. Но то, о чем я хочу говорить - именно тот случай. Слишком много поставлено на карту.
- Одним обетом больше, одной меньше ... - в голосе Снейпа чувствовалась тщательно скрываемая горечь. - Хорошо, я дам тебе его, если от этого зависит очередное спасение мира.
- Не надо обетов... Просто пообещай мне, что будешь идти до конца, Северус. Что бы ни случилось, о чем бы ты не узнал - НИЧТО не должно изменить твоего решения. Пообещай, что выполнишь мою просьбу - ты же знаешь, как я всегда полагался на твое слово.
- Давай скорее покончим со всем этим. - прервал его Снейп, поморщившись, как от горькой микстуры. - Даю тебе честное слово, что доведу порученную мне работу до конца, и не отступлю, что бы ни случилось.
Дамблдор молча кивнул, не открывая глаз. Сейчас он казался невероятно старым - старше любого из волшебников, изображенных на окружающих его портретах бывших директоров – спящих или притворявшихся спящими.
- Боже, я бы что угодно отдал за то, чтобы на моем месте сейчас был кто-то другой. Но это только мой груз, и я должен нести его сам. Сам отвечать за совершенный грех...
Снейп никогда не слышал в голосе директора таких ноток: казалось, он едва сдерживает себя, чтобы не разрыдаться. И это не просто настораживало - это пугало, как и неизвестность, что холодным мраком окутывала его разум. Он слишком хорошо знал Альбуса Дамблдора, чтобы понимать: имея с ним дело, ничего нельзя предвидеть, ни в чем нельзя быть уверенным до конца. Каждый нерв, каждый мускул дрожал от напряжения – Снейп пытался приготовиться к удару, но не знал, с какой стороны его следует ожидать.
- Я страшно виноват перед тобой, Северус. - после короткой паузы произнес Дамблдор. - Нет слов, чтобы описать это. Ты имеешь право меня ненавидеть - и ты будешь. Я не надеюсь на то, что ты сможешь меня простить ... я только хочу, чтобы ты понял: у меня не было выбора.
- Давай пропустим эту лирическую часть. – Чаша терпения Снейпа переполнилась. Нервы, казалось, уже кровоточили от напряжения. - Скажи уже: за что, в конце концов, я тебя ненавидеть?
Вздохнув, Дамблдор решительно оторвался от спинки кресла и открыл влажные синие глаза, которые казались преисполненными тоски и отчаяния.
- Северус, вспомни, сколько раз за все эти годы я отмечал, что Гарри не так уж и похож на Джеймса? Что от него у мальчика только внешность, а в характере они не имеют практически ничего общего?
Снейп презрительно скривил губы.
- Ты сам делаешь то, чем постоянно мне укоряешь: видишь только то, что хочешь видеть. Я знал Поттера немного с другой стороны, чем ты, и могу заверить: мальчишка такой же, как и его отец. И это касается не только внешности.
Дамблдор покачал головой.
- Все это время глубоко в душе я надеялся, что ты догадаешься, что ты почувствуешь... Я хотел верить, что твои раны не столь глубоки .. старый дурак, какой же я был наивный!
- Что? - Очень тихим и спокойным голосом спросил Снейп. Слишком тихим. Слишком спокойным. - Что я должен был почувствовать?
Его глаза расширились, отчего лицо казалось еще более худым и осунувшимся, чем обычно. Желтое сияние свечей жутко отблескивало в зрачках. Директор не мог выдержать бездны этого взгляда и отвел глаза - но сразу же встретился с острым взглядом темных глаз Финеаса Найджеллуса: он наблюдал происходящим в кабинете, даже не пытаясь притворяться спящим.
- Однажды в одной из наших бесед я что-то там говорил о том, что взрослый человек должен предусматривать последствия своих действий... всех своих действий. Но это - идеал, которого на практике не придерживается почти никто. Подумай, Северус, где и как ты слабину, позволив себе забыть об ответственности. Ведь, прежде всего, несмотря на твою удивительную способность к самоконтролю, ты - человек ... и мужчина.
- Я не понимаю...
- Ты понимаешь, Северус. Поскольку «немного с другой стороны» ты знал не только Джеймса Поттера. Лили ты также знал несколько иначе, и гораздо лучше, чем кто-либо мог себе представить.
- ЧТО?! - Снейп вскочил. Его лицо пылало болезненным румянцем, глаза, казалось, готовы были испепелить директора на месте. - На что ты намекаешь? Как ты вообще смеешь?!
- Я не осуждаю тебя и не имею на это морального права... потому что сам заслуживаю гораздо большего осуждения. – скорбным тоном сказал Дамблдор. - Просто так случилось, что мне известно об этом, и именно на основании этого я могу утверждать: Гарри не такой, как Джеймс, потому что это просто физически невозможно.
- Ты хочешь сказать, что я имею отношение к этому мальчишке? - после вспышки гнева, Северус пытался взять себя и вернуться к привычному тону, однако это получалось плохо. В глубине черных глаз затаился панический страх. - Если это способ заставить меня все-таки полюбить его, то это слабо, Дамблдор, очень слабо. Наверное, правду говорят те, кто считает, что ты стареешь, что разум твой уже не тот, что раньше ...
- Ох, Северус. - директор снова закрыл глаза. - Как бы я хотел, чтобы это было правдой, чтобы мои слова были просто болтовней старого маразматика ...
- И это так и есть. - голос Снейпа становился все более нервным. Казалось, в первую очередь он предпочитает убедить в собственных словах самого себя. - Он похож на Поттера как две капли воды, просто до абсурда похож... КАК ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО?!
- Даже маггловским женщинам удается скрывать правду об отцах своих детей, что уж говорить о способных молодых ведьмах?
- Ты меня не убедишь! - упрямо огрызнулся Снейп. - Не убедишь! У тебя не получится ...
Сжав пальцами виски, он хаотично ходил по кабинету, напоминая сумасшедшего в изолированной палате; запертое в клетке дикое животное; кого угодно - только не на себя самого, не беспощадного и въедливого учителя зелий, чьих уроков так боялись ученики.
Дамблдор тяжело поднялся с кресла и, ссутулившись, направился к шкафчику. Открыв дверцу, он достал оттуда Омут памяти и поставил на стол. Увидев этот предмет, Снейп почувствовал себя так, будто в комнате мгновенно похолодало градусов на двадцать.
- Я вижу, ты не доверяешь мне, Северус, и имеешь на это все основания, - полные слез глаза директора почти умоляюще взглянули на Снейпа. – Но ей – ей ведь ты поверишь?..
Медленно, очень медленно Дамблдор приставил палочку к виску, бесконечно долго тянулась за ней серебристая нить. Действительно ли время замедлило свой ход - или так казалось Снейпу, который, еще не зная, что именно ему предстоит увидеть, мысленно молил о том, чтобы этот миг не завершался никогда? Но вот директор легонько встряхнул рукой над каменной чашей - и паутинка его воспоминаний оторвалась, упала и забурлила, превращаясь в знакомую серебристую жидкость.
Погружение в чужие воспоминания показалось Северусу прыжком в бездну, перед которым хотелось набрать в легкие как можно больше воздуха. Но еще больше хотелось убежать, наплевать на свои хваленые самоконтроль и мужество - и просто трусливо сбежать, сбросить с себя всякую ответственность и никогда больше не войти в этот кабинет, не увидеть этой каменной чаши, не встретиться с взглядом синих старческих глаз... Однако бежать было некуда. Поэтому Снейп - медленно, очень медленно - опустил лицо в серебристый водоворот, полный жуткой уверенности, что с этого момента жизнь для него в который уже раз необратимо изменится.
Для Дамблдора время также почти остановилось. Казалось, целая вечность прошла с тех пор, как Снейп отправился в свое, наверное, самое роковое путешествие в жизни. Директор не мог представить себе, что будет, когда тот вернется из Омута памяти - даже для его выдающегося ума это было слишком непосильной задачей. Поэтому он молитвенно сложил ладони - и просто ждал, ждал, ждал...
...Лицо, возникшее из каменной чаши, казалось, вообще не принадлежало человеку. Разве может человеческое лицо содержать в себе столько страдания? Разве человеческие глаза могут быть такими страшными? Разве может за этой маской, сотканной, казалось, из самой невыносимой боли и пылающей ненависти, существовать живой человек? В конце концов, разве способен человек переживать такую боль - и все еще оставаться живым?
Стук каменной чаши об пол. Встревоженный вскрик феникса Фоукса. Серебристая жидкость растекается по полу - жалкая, бледная лужица, даже не верится, сколько беды она натворила. И голос - осиплый, мертвый, менее всего похож на человеческий голос:
- Теперь мне будет очень легко тебя убить.
Грохот тяжелых дверей кабинета за спиной. Шаги, удаляются - шаги человека бегущего, не разбирающего дороги, не видящего ничего перед собой. Бегущего по лестнице все ниже и ниже, спускающегося в самые глубины своего убежища, своего персонального ада. Дамблдор тяжело опустился в кресло за столом, закрыл глаза, закрыл ладонями уши ... ослепнуть, оглохнуть, умереть ...
«Имей совесть» - прошелестело в мозгу. - «Тебе осталось терпеть всего одни сутки ... а ему?»
Внизу, в пустом безлюдном подвале, хлопнула еще одна дверь, надежно спрятав за собой вопль отчаяния, который никто никогда не услышит. Такой отчаянный, такой человеческий вопль...
ВЫ ЧИТАЕТЕ
And all that was between
FanficSeptima Frollo and Mimir автор Пэйринг и персонажи:Северус Снейп/Лили Эванс, Лили Поттер, Северус Снейп,Финеас Найджелус Блэк, Гарри Поттер,Альбус Дамблдор, Сириус Блэк III, Полумна Лавгуд Рейтинг:RЖанры:Ангст, Драма Предупреждения:Смерть основного...