Глава 1 - Возбудитель Ботулизма.
Относится к роду Сlostridium, был открыт в Голландии Э. ван Эрменгемом в 1896 году. Возбудитель был выделен из ветчины, послужившей источником отравления 34 человек.
Морфологические и культуральные свойства.
С. botulinum - это палочки с закругленными концами, имеют жгутики, хотя считаются слабоподвижным микроорганизмом. При попадании в неблагоприятные условия образуют споры. Строгие анаэробы. Молодые культуры окрашиваются грамположительно, 5 - е суточные - грамотрицательно. Выращиваются в обычных средах рH 7,3 - 7,5. На глюкозо - кровяном агаре образуют мелкие сероватые или желтоватые мутные колонии неправильной формы. На желатине возбудители образуют круглые прозрачные колонии, на кровяном агаре - зоны гемолиза. В печеночном бульоне клостридии ботулизма образуют равномерное помутнение, затем появляется осадок на дне и бульон просветляется.
Ферментативные свойства. Клостридии ботулизма образуют желатиназу, лецитиназу, сероводород и аммиак, а также летучие амины, алкоголи, уксусную, молочную и масляную кислоты. Ферментируют с образованием кислоты глюкозу и мальтозу.
Антигенная структура. Установлено наличие 8 сероваров возбудителя ботулизма - A, B, C (1), C (2), D, E, F и L. Каждый серовар характеризуется специфической иммуногенностью. Имеют О - антиген, который является общим для всех сероваров.
Резистентность. Вегетативные формы возбудителя ботулизма погибают при 80 ° С за 30 минут. Споры выдерживают кипячение от 1,5 до 6 часов, при t - 115 ° С они погибают через 30 - 40 минут, при 120° С - через 3 - 20 минут. В больших кусках мяса и банках большой ёмкости они могут оставаться живыми и после их автоклавирования при 120 ° С в течение 15 минут. В 5 % растворе фенола споры сохраняются сутки. Ботулинический экзотоксин при кипячении разрушается в течении 10 минут, устойчив к действию солнечного света.
Эпидемиология. С. botulinum широко распространен в почве. Заболевание регистрируют повсеместно. Человек заражается ботулизмом при употреблении в пищу мясных и рыбных продуктов, овощных консервов, кур, уток и других продуктов, инфицированных возбудителями ботулизма.
Клинические проявления. При ботулизме инкубационный период варьирует от 2 часов до 10 суток, чаще всего 18 - 24 часа. Проявления зависят от природы продукта, старшего причиной отравления, количества токсина, поступившего в организм. Патологический процесс обуславливается экзотоксином, который всасывается через кишечник, поступает в кровь, поражает ядра продолговатого мозга, сердечно - сосудистую систему и мышцы. Первыми признаками заболевания являются расстройства ЖКТ ( тошнота, рвота, боли в животе ), часто больные жалуются на сухость во рту. На фоне этого развивается головная боль, нарушение глотания, расширение зрачков, двоение предметов, глухота. Очень часто (40 - 60 % ) болезнь заканчивается летальным исходом.
После перенесённого заболевания остается непродолжительный иммунитет.
Профилактика. Для экстренной профилактики используется поливалентная лошадина сыворотка, выпускаемая в сухом и жидком виде. Для предупреждения ботулизма большое значение имеет правильная технология обработки продуктов, консервов ( особенно в домашних условиях ). Опасны продукты домашнего копчения и соления, а также консервированные грибы. Необходимо помнить, что клостридии ботулизма, сохранившиеся после стерилизации, вызывают вздутие банок ( бомбаж ). Содержимое их издает запах прогорклого масла. Такие консервы нельзя выпускать в продажу, они подлежат изъятию и тщательному исследованию.
Лабораторная диагностика ботулизма проводится по общепринятой схеме ( см. рис ).Схема выделения возбудителя ботулизма