Глава 8.7 - Санитарная Микробиология. Часть 2.

13 0 0
                                    

3. Санитарно - микробиологическое исследование воды.

Микрофлора воды.

Вода является естественной средой обитания многих микробов. Основная масса микробов поступает из почвы. Количество микробов в 1 мл воды зависит от наличия в ней питательных веществ. Чем вода сильнее загрязнена органическими остатками, тем больше в ней микробов. Наиболее частыми являются воды глубоких артезианских скважин, а также родниковые воды. Обычно они не содержат микробов. Особенно богаты микробами открытые водоёмы и реки. Наибольшее количество микробов в них находится в поверхностных слоях ( в слое 10 см от поверхности воды ) прибрежных зон. С удалением от берегов и увеличением глубины количество микробов уменьшается. В чистой воде находится 100 - 200 микробных клеток в 1 мл, а в загрязнённой - 100 - 300 тыс. и больше.

Реки в районах городов часто являются естественными приемниками стоков хозяйственных и фекальных нечистот, поэтому в черте населённых пунктов резко увеличивается количество микробов. Но по мере удаления реки от города число микробов постепенно уменьшается, и через 3 - 4 десятка километров снова приближается к исходной величине. Это самоочищение воды зависит от ряда факторов : механическое осаждение микробных тел, уменьшение в воде питательных веществ, усваиваемых микробами, действие прямых лучей солнца, пожирание бактерий простейшими и другие.
Если считать, что бактериальная клетка имеет объем 1 мк3, то при содержании их в количестве 1000 клеток в 1 мл, получится около тонны живой бактериальной массы в кубическом километре воды. Такая масса бактерий осуществляет различные приращения в круговороте веществ в водоемах и является начальным звеном в пищевой цепи питания рыб.

Патогенные микробы попадают в реки и водоемы со сточными водами. Возбудители таких кишечных инфекций, как брюшной тиф, паратифы, дизентерия, холеры и другие, могут сохраняться в воде длительное время. В этом случае вода становится источником инфекционных заболеваний. Особенно опасно попадание болезнетворных микробов в водопроводную сеть. Поэтому за состоянием водоёмов и подаваемой из них водопроводной воды установлен санитарно - бактериологический контроль.

Санитарно - микробиологический анализ питьевой воды.

Отбор пробы воды.

Для отбора проб воды используют специально предназначенную для этих целей одноразовую посуду или ёмкости многократного применения, изготовленные из материалов, не влияющих на жизнедеятельность микроорганизмов. Емкости должны быть оснащены плотно закрывающимися ( силиконовыми, резиновыми или из других материалов ) пробками и защитным колпачком ( из алюминиевой фольги, плотной бумаги ). Многоразовая посуда, в том числе пробки, должны выдерживать стерилизацию сухим жаром или автоклавированием.
Пробу отбирают в стерильные ёмкости с соблюдением правил стерильности. Емкость открывают непосредственно перед отбором, удаляя пробку вместе со стерильным колпачком. Во время отбора пробка и края емкости не должны чего-либо касаться. Ополаскивать посуду запрещается.

Медицина.Место, где живут истории. Откройте их для себя