В трудах ученых Древней Греции Гиппократом 464 - 377 до нашей эры, Лукрецием 95 - 55 до нашей эры, Галином 131 - 211 до нашей эры была высказана гипотеза о живой природе возбудителей заразных заболеваний.
Народы Азии имели определенные представления о разновидности лепры болезни проказы и проводили изоляции больных от этой инфекции. Авиценна считал, что причина возникновения заразных заболеваний является невидимый простым глазом живые существа, передающиеся через воду и воздух.
Но лишь развитием химии, физики, медицины в эпоху Возрождения и в период Промышленной революции 16
- 17 века в Западной Европе и России стали накапливаться наблюдение и научные исследования сущности инфекционных болезней.Впервые увидел и описал микробов голландский ученый А.Левенгук ( 1632 - 1723 ), который изобрел двояковыпуклые линзы с увеличением в 160 раз.
Он первый подметил, как кровь движется в капиллярах, а также увидел семейной жидкости сперматозоиды. В своих самодельные лупы учёный разглядывал всё те дождевую воду, мясо, глаз мухи. Каково же было его изумление, когда в зубном налете, в капле воды и многих других жидкостях он увидел множество живых организмов.
Открытие Левенгука назвали живейший интерес у многих ученых и послужили толчком к изучению микромира.Но только через 150 - 200 лет были выяснены причины брожения, гниения, установлена роль микроорганизмов в этиологии инфекционных болезней, круговорота азота, углерода и других веществ в биосфере.
Уже на первых этапах развития микробиологии были сделаны попытки связать её с практическими задачами борьбы с инфекционными заболеваниями.
Русский врач Самойлович ( 1744 - 1805 ), опираясь на богатый опыт борьбы с чумой, пришел к выводу, что чума вызывается " особливым и совсем отменным существом".
Чтобы доказать своё предположение, в 1771 году Самойлович ввел себе заразный материал, взятый от человека, выздоравливающего от бубонной формы чумы. За глубокое изучение чумы Самойлович был избран почетным членом западноевропейских Academy.
Одна из наиболее интересных глав в истории микробиологии - это создание метода оспопрививания.
В 18 веке в Париже от оспы умерло 20000 человек, в Неаполе 16000 человек. Английский врач Эдуард Дженнер заметил, что доярки, которые заражались оспой при доении больных коров, не заражались при контакте с больными людьми.В 1796 году Э.Дженнер привил здоровому мальчику содержимое гнойного пузырька от коровы, больным.Через 1,5 месяца он привил ему материал от человека, больного оспой.
Мальчик не заболел.С тех пор прививки принесли человечеству избавление от этой страшной болезни.Однако открытия, сделанные в первой половине 19 века, убедительно доказали роль патогенных микроорганизмов в возникновении инфекционных заболеваний.
Середина 19 века явилась поворотным этапом в развитии микробиологии.В этот период она обогатилась новыми данными из физики, химии и биологии.