Жизнь микроорганизмов находится в тесной зависимости от условий окружающей среды. Как на растения, макроорганизмы, так и на микромир существенное влияние оказывают различные факторы внешней среды. Их можно разделить на три группы : химические, физические и биологические.
1. Физические факторы
Из физических факторов наибольшее влияние на микроорганизмы оказывают: температура, высушивание, лучистая энергия, ультразвук, давление.
Температура : Жизни деятельность каждого микроорганизма ограничена определенными температурными границами. Эту температурную зависимость обычно выражают тремя точками :
Минимальная ( min ) температура - ниже которой размножение прекращается,
Оптимальная ( opt ) температура - наилучшая температура для роста и развития микроорганизмов и
Максимальная ( max ) температура - температура, при которой рост клеток или замедляется, или прекращается совсем.
Впервые в истории науки Пастером были разработаны методы уничтожения микроорганизмов при воздействии на них высоких температур. Оптимальная температура обычно приравнивается к температуре окружающей среды. Все микроорганизмы по отношению к температуре условно можно разделить на три группы :
Первая группа : психрофилы - это холодолюбивые микроорганизмы, растут при низких температурах : min t - 0 ° С, opt t - от 10 - 20 °С, max t - до 40 ° С. К таким микроорганизмам относятся обитатели северных морей и водоемов. К действию низких температур многие микроорганизмы очень устойчивы.
Например, холерный вибрион долго может храниться во льду, не утратив при этом своей жизнеспособности. Некоторые микроорганизмы выдерживают температуру до - 190 ° С, а споры бактерий могут выдерживать до - 250 °С.
Действие низких температур приостанавливает гнилостные и бродильные процессы, поэтому в быту мы пользуемся холодильниками. При низких температурах микроорганизмы впадают в состояние анабиоза, при котором замедляются все процессы жизнедеятельности, протекающие в клетке.Ко второй группе относятся мезофилы - это наиболее обширная группа бактерий, в которую входят сапрофиты и почти все патогенные микроорганизмы, так как opt температура для них 37 ° С ( температура тела ), min t = 10 ° С, max t = 45 ° С.