Основные виды гельминтов, вызывающих заболевания у человека
Гельминтозы - это заболевания, вызываемые поселившимися в организме человека паразитическими червями - гельминтами и их личинками.
Альвеококкоз.
Этиология. Возбудитель - личиночная стадия альвеококка. Заражение происходит при попадании онкосфер в рот после соприкосновения с загрязнёнными шнурками лисиц, песцов, собак, с водой непроточных водоёмов и при употреблении в пищу лесных ягод,собранных в эндемичной местности.
Патогенез. Скопления личинок ( обычно в печени ) инфильтрируют и прорастают в ткани, нарушают кровоснабжение органов, вызывают дегенерацию и атрофию ткани, оказывают токсико - аллергизирующее влияние, способствуют инфицированию.
Симптомы и течение. Заболевание развивается медленно,долго остаётся бессимптомным. Отмечается прогрессирующее увеличение печени, появляются тяжесть и давление в правом подреберье, тупые ноющие боли. Через несколько лет печень становится бугристой и очень плотной. Может развиваться желтуха. Нередко увеличивается селезенка. Возможен асцит. При распаде узлов повышается температура тела, наблюдаются потливость, лейкоцитоз, эозинофилия, повышение СОЭ. Характерны гиперпротеинемия, гипергаммаглобулинемия. Некротизация и прорастание в нижнюю половую вену могут привести к профузным кровотечениям. При метастазах в лёгкие могут возникнуть симптомы пневмонии, бронхита, кровохарканье. Метастаз в мозг имитирует клиническую картину опухоли мозга.
Диагноз. Основывается на клинических данных. Для уточнения локализации используют рентгенологическое исследование, сканирование печени, перитонеоскопию. Для подтверждения диагноза ставят реакцию Касони и серологические реакции с альвеококковым антигеном. Пробная пункция категорически запрещается из-за опасности обсеменения других органов. Дифференцируют с опухолями, эхинококкозом и циррозом печени.
Лечение : хирургическое и симптоматическое.
Профилактика - см. Эхинококкоз.
Анкилостомидозы.
Этиология. Возбудители - анкилостома и некатор, паразитирующие в тонких кишках человека, чаще в двенадцатиперстной кишке. Заражение происходит при активном внедрении личинок через кожу или при проглатывании их с загрязнёнными овощами, фруктами, с водой. Личинки совершают миграцию по большому и малому кругу кровообращения, длящуюся 7 - 10 дней. В тонком кишечнике личинки превращаются в половозрелые особи и спустя 4 - 6 недель начинают откладывать яйца. Продолжительность жизни анкилостомид от нескольких месяцев до 20 лет.