Глава 3.6 - Питательные среды и микробиологическое исследование.

84 1 0
                                    

Микробиологическое исследование - это выделение чистых культур микроорганизмов,культивирование и изучение их свойств. Чистыми называются культуры, состоящие из микроорганизмов одного вида. Они нужны при диагностике инфекционных болезней, для определения видовой и типовой принадлежности микробов, в исследовательской работе, для получения продуктов жизнедеятельности микробов ( токсинов,антибиотиков, вакцин и т.п).
Для культивирования микроорганизмов ( выращивание в искусственных условиях in vitro ) необходимы особые субстраты - питательные среды. На средах микроорганизмы осуществляют все жизненные процессы ( питаются, дышат, размножаются и т.д.), поэтому их ещё называют " средами для культирования ".

Питательные среды.

Питательные среды являются основой микробиологической работы, и их качество нередко определяет результаты всего исследования. Среды должны создавать оптимальные ( наилучшие ) условия для жизнедеятельности микробов.

Требования, предъявляемые к средам.

Среды должны соответствовать следующим условиям:

1. Быть питательными, т.е содержать в легко усвояемом виде все вещества, необходимые для удовлетворения пищевых и энергетических потребностей. Ими являются источники органогенов и минеральных ( не органических) веществ,включая микроэлементы.

Минеральные вещества не только входят в структуру клетки и активизируют ферменты, но и определяют физико-химические свойства сред (осмотическое давление, pH и другие.). При культивировании ряда микроорганизмов в среды вносят факторы роста - витамины, некоторые аминокислоты, которые клетка не может синтезировать ;

Внимание ! Микроорганизмы, как все живые существа, нуждаются в большом количестве воды.

2. Иметь оптимальную концентрацию водородных ионов - pH, так как только при оптимальной реакции среды, влияющей на проницаемость оболочки, микроорганизмы могут усваивать питательные вещества.
Для большинства патогенных бактерий оптимальна слабощелочная среда ( pH 7,2 - 7,4 ).Исключение составляют холерный вибрион - его оптимум находится щелочной зоне ( pH 8,5 - 9,0 ) и возбудитель туберкулеза, нуждающийся в слабокислой реакции ( pH 6,2 - 6,8 ).

Чтобы во время роста микроорганизмов кислые или щелочные продукты их жизнедеятельности не изменили pH, среды должны обладать буферностью т.е содержать вещества, нейтрализующие продукты обмена.

Медицина.Место, где живут истории. Откройте их для себя